Давать и брать — только знания

Специалисты отмечают: коррупция в сфере образования никак не хочет сдаваться...

Переводить экзамены и зачеты в плоскость товарно–денежных отношений — занятие неприглядное. И уголовно наказуемое. Специалисты отмечают: коррупция в сфере образования никак не хочет сдаваться. Сравните данные Генеральной прокуратуры за 2008 и 2009 годы: число таких преступлений возросло со 109 до 200. Практически в 2 раза! Из них 102 случая взяточничества. Причем если раньше горячей порой была вступительная кампания в вузы, то теперь — в гимназии и лицеи. И еще одно наблюдение: «валютный курс» на курсовые и дипломные установился стабильный. Обо всем этом говорилось на недавней коллегии Министерства образования, в которой приняли участие представители МВД и Генеральной прокуратуры.


— «Отблагодарить» стремятся прежде всего тех преподавателей, в компетенции которых выдача свидетельств об окончании курсов либо подтверждение квалификации испытуемых, — дополняет картину начальник отдела по надзору за исполнением законодательства по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генпрокуратуры Игорь Грейбо. — Нужны примеры? Методист Института повышения квалификации Брестского государственного университета им. А.С.Пушкина передал взятку 150 долларов заведующему кафедрой теории и истории государства за сдачу экзамена студентами–заочниками. В Могилевском государственном университете им. А.А.Кулешова студенты собирали деньги, чтобы сдать зачет.


Не менее актуальны и хищения, связанные со злоупотреблением служебными полномочиями. По словам Игоря Грейбо, директор одной из минских школ за пять лет присвоила имущества на сумму более 18 миллионов. А заведующий кафедрой Белорусского государственного технологического университета в течение 6 лет занимался припиской себе рабочих часов для премирования, получив таким образом свыше 42 миллионов рублей.


Внушительный список проштрафившихся учреждений образования дал почву для острых дискуссий. «Все предупреждены о недопустимости взяток, все дают расписку — и преподаватели, и студенты. В вузах и ссузах преподается курс «Коррупция и ее гражданская опасность». Но студенты собирают деньги и передают через старосту. Может, надо что–то менять? Пусть студенты знают: если такой факт будет установлен, они могут быть отчислены без права восстановления», — заявил министр образования Александр Радьков на коллегии, где педагоги вместе с МВД и Генеральной прокуратурой сообща искали способы устранения создавшейся ситуации.


В результате решено еще раз тщательно проанализировать все причины нарушений как со стороны студентов, так и преподавателей, чтобы найти истоки проблемы. Не будет лишним регулярно напоминать студентам и преподавателям, что приказ министра образования о соблюдении антикоррупционного законодательства должен неукоснительно выполняться, считают в Генпрокуратуре. Акцент там делают на профилактике. «В конце прошлого года состоялось рабочее совещание по борьбе с коррупцией у Генерального прокурора, куда были приглашены министры, в том числе и образования. Кроме того, была внедрена практика направления в министерство обобщения коррупционных направлений в целях устранения предпосылок для их совершения. Еще один вектор нашей работы — внесение изменений и дополнений в законодательство для его совершенствования», — перечисляет Игорь Грейбо.


Итак, пока совместный план борьбы с коррупцией министерств и ведомств определен, а как он заработает на практике, возможно, покажет ближайшая сессия в вузах и ссузах, которая уже на носу.


Кстати


В 2009 году было выявлено 3.366 коррупционных преступлений, в 2008–м эта цифра была меньше — 2.735. В том числе в прошлом году зафиксировано 1.136 случаев взяточничества, 911 — хищения имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, 887 — служебного подлога, 281 — злоупотребления властью или служебными полномочиями. Наиболее явно выражена коррупция в торговле (482 фактов), промышленности (427), государственном управлении (421), сельском хозяйстве (338), строительстве (279) и образовании (200).


Наталья БОГДАНОВИЧ, «СБ».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter