Даля Грибаускайте: «Это только начало...»

После переговоров в резиденции на Карла Маркса, 38 Даля Грибаускайте дала эксклюзивное интервью «СБ»...

После переговоров в резиденции на Карла Маркса, 38 Даля Грибаускайте дала эксклюзивное интервью «СБ». Беседа состоялась в Национальной библиотеке, в которую уже по традиции приглашают всех иностранных президентов, приезжающих в Минск. Госпожа Грибаускайте пришла не с пустыми руками, она подарила редкое издание — Катехизис, первую книгу на литовском языке. А саму ее в нашей библиотеке больше всего заинтересовал отдел редкой книги. Почерневшие за столетия фолианты времен ВКЛ — исторические свидетельства того, что, если белорусы и литовцы захотят, у них вместе может многое получиться...


— Госпожа Президент, сегодня было подписано важное соглашение, которое заметно упростит жизнь тем людям, которые живут по обе стороны границы. Но это всего полшага. Для большинства белорусов барьер в виде шенгенской визы остался. Обсуждается ли тема упрощения визового режима?


— Сегодняшний договор — это политический, символический договор. Он открывает для части белорусов своеобразное «окно в Европу». Люди смогут практически свободно передвигаться через границу, заплатить за это нужно совсем немного (20 евро. — Прим. И.К.). Мы подсчитали, что со стороны Беларуси где–то 600 тысяч человек смогут воспользоваться этой возможностью, со стороны Литвы — почти 800 тысяч. Но вы правы — это только начало...


Чтобы вообще не было никаких ограничений при передвижении, следует сделать очень много домашней работы. Европейский союз должен быть уверен, кто едет, с какими целями, что везет. Речь идет не только о таможенных ограничениях, но и о контроле над криминальными потоками, контрабандой, нелегальной миграцией. И многие другие вещи имеют значение, в том числе и демократизация государства, свобода, права человека.


Евросоюз — это сумма ценностей, которыми он готов поделиться. Но тот, кто хочет войти в эту систему ценностей, должен потрудиться. Эти все условия в свое время выполнила Литва. Эти условия выполнили все европейские страны. И сегодня Евросоюз требует этого от своих соседей, которые хотят пользоваться такими же правами, как граждане ЕС.


Беларуси и ЕС придется еще пройти долгий путь, чтобы мы могли полностью доверять друг другу. Но первый шаг сделан. Я поздравляю и вас, и Литву, и Европейский союз. Конечно же, как с Россией, как с Украиной, так и с вашей страной мы будем дальше говорить о свободном передвижении наших жителей, ученых, студентов, рабочей силы. Одну вещь только хочу сказать: если Беларусь пойдет на более тесное сближение с Европейским союзом, то ЕС будет открыт для Беларуси.


— Как раз хотел бы вас спросить о перспективах наших отношений с Евросоюзом. Вы как недавний еврокомиссар хорошо знаете образ мышления людей, которые работают в Брюсселе. Как вы считаете, Беларусь является важной темой для Европейского союза? Почему я спрашиваю: глядя из Минска, допустим, на «Восточное партнерство», создается впечатление, что идея родилась, но какого–то такого существенного развития не получила...


— Ну, во–первых, эта идея родилась именно потому, что скандинавские и балтийские страны, Польша хотят этого. Подобная программа только для государств Средиземноморья уже довольно давно действует, там вращаются большие деньги, все знают, как задействовать ее механизмы. «Восточному партнерству» еще совсем мало лет. Это пока как бы проба, срез того, насколько вам нужна такая программа, насколько Европе это нужно. Поэтому «Восточное партнерство» носит больше символический, политический характер, чем практический. Европа открывается для Беларуси, начинает доверять, хочет привлечь ее к сотрудничеству. Это хороший сигнал. Пока что деньги выделяются в основном на сотрудничество между людьми, но это еще не инвестиционные деньги. Инвестиции придут позже, если мы правильно распорядимся возможностями «Восточного партнерства».


— Я не могу не спросить о наших энергетических проектах. Вы наверняка знаете, что буквально перед вашим визитом Минск посетил Уго Чавес, и дал гарантии, что Беларусь будет получать ежегодно до 10 миллионов тонн нефти. Клайпеда — ближайший порт к Беларуси. Однако, как мы видим, переговоры идут с разными государствами. Значит, литовские условия не вполне привлекательные?


— Я думаю, это хорошо, что переговоры идут с разными странами. Для Беларуси очень важно диверсифицировать снабжение. Клайпедский порт и его периметр очень мал. И для того чтобы нам переправить очень большое количество нефти для Беларуси, нам нужно уже сейчас отказаться от наших планов сотрудничества с Польшей, Россией и так далее. Это понимает белорусское руководство. Поэтому мы нормально относимся к тому, что Минск ведет переговоры с Латвией, например, или с Украиной.


— Беларусь и Литва хотят строить атомные электростанции. А нет ли планов между Минском и Вильнюсом как–то скоординировать свои действия? Может, даже строить станцию вместе?


— Европейская практика показывает, что если АЭС принадлежат нескольким государствам, ими очень тяжело политически управлять. Для того чтобы строить такие огромные объекты вместе, нужно пройти еще долгий путь к более близкому пониманию и доверию. К тому, чтобы экономические системы были более похожи, чтобы юридическая база была унифицирована. В этом регионе, по нашим подсчетам, могут быть построены даже пять станций, и всем хватит места на рынке. Поэтому пока таких планов нет. Но сотрудничество в области энергетики необходимо. Мы осознаем свою изоляцию, зависимость от одного поставщика, и важно, чтобы оба наших государства, как и весь регион, имели альтернативу. И здесь могут быть разные проекты — и по сжиженному газу, и по другим видам энергетики.


— Спасибо за то, что нашли время в своем напряженном графике и ответили на наши вопросы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter