Николай Устымчук из ивановской деревни Рудск и на власть не жалуется, и на рынок не пеняет

«Дальше? А дальше на земле продолжат работать наши дети»

В КОНЦЕ  прошлого  года фермер Николай УСТЫМЧУК из деревни Рудск Ивановского района удостоен медали «За трудовые   заслуги». Награду в торжественной обстановке вручил  Премьер-министр Андрей Кобяков. А осенью по результатам областного конкурса Николай Николаевич признан лучшим главой фермерского хозяйства Брестчины  и  принимал  поздравления   на  областном  фестивале-ярмарке   «Дажынкі-2014» в Пинске. Дома у него много  дипломов, грамот и других наград, свидетельствующих о том, что дело он действительно выбрал по душе. 


— Фермером решил стать лет двадцать назад, — вспоминает собеседник. — А до этого, можно сказать, искал свое призвание. После учебы в Пружанском сельскохозяйственном техникуме устроился водителем в Ивановскую райсельхозтехнику, затем был бригадиром в колхозе «Светлый путь», работал на свинокомплексе «Боровица». Но всегда мечтал трудиться на своей земле. 

— Но ведь у вашей семьи было подсобное хозяйство.

— Как и у многих на селе. Я женился рано. Пришел из армии — и сразу в ЗАГС. Мне было 20 лет, невесте — 18. Родители помогали строить дом, растить детей. И мы сами понимали, что без своего огорода, живности в деревне никак нельзя. Перед уходом на работу и после возвращения домой брались за полив грядок, кормили свиней, доили коров. И не только для себя, излишки сдавали в заготконтору. В начале 90-х годов получили право вне очереди купить новенький «Москвич-Комби». Помню, отдали за него 14 тысяч рублей. Почти все, что имели. Зато деньги, что были на «книжке», у нас не пропали. Выручили подсобное хозяйство и вовремя подоспевший «Москвич». 

— Николай Николаевич, когда решили заняться фермерством? 

— Все к этому подталкивало. Несколько лет занимался автоперевозками. Постоянно в разъездах, в рейсах. Возвратившись в деревню, брался за домашние дела, хозяйство, огород. Для меня это были второстепенные заботы, а для жены, родителей и детей — постоянные. Но однажды на семейном совете решили: надо попробовать работать на своей земле, чтобы никуда не отлучаться, не переключаться с пятого на десятое, а делать что-то одно. 

— С чего начинали? 

— В декабре 1995 года зарегистрировали фермерское хозяйство. Получили в аренду шесть гектаров земли возле самого райцентра и стали заниматься растениеводством. Сеяли в основном зерновые, овощи, выращивали картофель — словом, все, на что в первую очередь был спрос. 

— С шести гектаров не очень-то разживешься… 

— И в конце 90-х годов по этой причине мы едва не закрылись. Но наше местное хозяйство «Светлый путь» объединяли с соседней «Боровицей», и при его реформировании нам выделили еще 10 гектаров земли, причем недалеко от Рудска. С тех пор с каждым годом мы стали понемногу прирастать по площади. Сейчас имеем уже 340 гектаров, на которых выращиваем не только зерновые и картофель, но и сахарную свеклу, морковь, кукурузу на зерно. Заложили плодовый сад с капельным поливом, в котором в прошлом году собрали первый серьезный урожай. Его площадь составляет 26 гектаров. Кроме того, 6 гектаров отвели под голубику.

— Куда поставляете продукцию? 

— По самым разным адресам. Обеспечиваем овощами, плодами и ягодами школы, детские сады района, санатории, торговую сеть райпо. Кукурузное зерно реализовали на Дрогичинский комбикормовый завод. Правда, в итоге долго не могли выбить деньги за сданный урожай. Но не так давно с нами наконец рассчитались.

Николай УСТЫМЧУК с сыновьями.

— Что принесет успех в сегодняшних условиях? 

— Продавать продукцию, которая дает прибыль и имеет спрос. Те же яблоки, голубику, например. С максимальным эффектом использовать землю. И считать каждый рубль, заранее просчитывать, куда выгоднее всего его вложить. Деньги должны постоянно работать, чтобы от их вложения была максимальная отдача. 

— Каким для вашего фермерского хозяйства получился прошлый год? 

— Очень сложным. Так как мы специализируемся только на растениеводстве, засуха оказалась невероятно трудным испытанием. Фактически лишь с зерновых и с яблоневого сада с капельным поливом удалось снять нормальный урожай. Кукуруза, сахарная свекла, лук, морковь, чеснок, капуста подгорели. Сладких корней получили всего по 350 центнеров на круг. Рентабельность, по предварительным подсчетам, будет на уровне 10 процентов. Меньше, чем в прошлые годы, накопали картофеля — с каждого гектара в среднем собрали по 270 центнеров. Правда, и те не смогли реализовать. Почти половина лежит в хранилище. В прежние сезоны его можно было продать в Россию. Теперь же, в связи с тем, что у соседей хватает своего картофеля, туда он не идет. Рассчитываем, что к весне ситуация изменится и мы сможем отправить потребителям оставшуюся часть своих запасов. 

— Сколько работников в коллективе? 

— Сейчас 10 человек. Летом и осенью штат увеличивается до 12–15. 

— Как же таким количеством сеять, ухаживать за растениями, убирать урожай, реализовывать его, ремонтировать технику? 

— У нас каждый работник универсальный специалист-профессионал. Костяк коллектива, конечно, составляет семья. Супруга занимается бухгалтерскими делами, старший сын Александр освоил профессию юриста. Младший — Максим — с любой техникой на «ты», сейчас учится в Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. Здесь же высшее образование получает и его жена. Поэтому могу уверенно сказать, что кадровые тылы у нас надежно прикрыты. Дочь Наталья работает учителем в школе. В свободное время помогает нам. 

— Как технически обеспечены? 

— Каждый год стараемся что-нибудь приобрести. Тракторов, автомобилей, навесного оборудования достаточно, чтобы вовремя провести сев, убрать и перевезти урожай. Построили современные мастерские, помещения и навесы для хранения техники, склады, где храним картофель, зерно, фрукты и овощи. Недавно купили картофелеуборочный комбайн. 

— Слышал, даже арбузы пробовали выращивать? 

— И сняли неплохой урожай. Правда, эта культура достаточно затратная, требует много ручного труда. И к тому же капризная: двух-трех прохладных недель за лето достаточно, чтобы арбузы не выросли. Вместо них мы стали заниматься кукурузой на зерно. В первый же сезон убедились, что не ошиблись. По полям прошел такой град. У многих, кого знаю, арбузы посекло, а кукуруза выстояла. 

— Районные власти фермеров поддерживают? 

— Не только выделяют землю, но и помогают решать организационные вопросы, со сбытом продукции. А за технологическими подсказками нередко обращаемся в управление сельского хозяйства и продовольствия райисполкома. Брестский областной агропромышленный союз тоже часто выручает. Его исполнительный директор Николай Казак, главный специалист по крестьянско-фермерским хозяйствам Павел Калиновский помогают фермерам обмениваться опытом. 

— Николай Николаевич, сегодня со всей уверенностью можно сказать, что вы состоявшийся фермер. А что дальше? 

— Дальше работать на земле продолжат наши дети. Ни я, ни жена не сомневаемся, что они останутся в деревне. В этом убежден и мой отец, которому уже 87 лет и который в свое время сказал, что я сделал абсолютно правильный выбор, связав судьбу с фермерством. Своя земля — всему основа. На ней нелегко, не бывает отпусков и выходных, но когда видишь щедрый урожай, выращенный тобой, испытываешь искреннюю радость.

kurec.a@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter