Уроки труда: профессиональный ресурс для школьников

Дается вместес трудом

Виталий Гузов. Фонарь, сделанный руками учеников
Уроки труда в школах есть, а вот практических навыков у молодежи не хватает. На Республиканском педсовете Президент заострил проблему трудового воспитания. Что нужно изменить: количество, качество уроков или мотивацию? За ответами корреспондент «СБ» отправился в Жлобин, где преподает один из самых необычных трудовиков в стране. На счету у заслуженного учителя Виталия Гузова не только более десятка различных учебных и методических пособий, но и уникальный опыт — 10 лет он курировал созданные им профильные классы трудового обучения — единственные в стране.

Кто в школе не любил труды? Да не было таких. Даже зубрилы в очках пытались сбежать от скучных морфемных разборов, однотипных диктантов и химических элементов в мир жужжания лобзиков и первой выпечки. Да и вообще, физические занятия улучшают самочувствие плюс есть возможность сделать маме подарок своими руками. В этом плане на уроках труда ничего не изменилось, анализирует детский интерес преподаватель Виталий Гузов:

— Очень любит старшее поколение обзывать современных детей: «кнопочники», «гадженутые». Сидят, мол, только в телефонах! Неправда. Современные дети — очень развитые. Просто они — другие. Они привыкли получать информацию молниеносно. «Загуглил» — вот ответ, чертеж, необходимое обучающее видео. Поэтому приходится перестраивать педагогический процесс. Потому что современный ребенок хочет добиться результата всего за несколько занятий, иначе теряет к нему интерес.

Занятий труда сегодня не меньше, чем в советской школе.  Но интерес у современных школьников к созданию табуреток, молотков и передников уже не тот. Почему? Сейчас родители своих чад в рабочие не готовят. Всем подавай высшее образование! Как результат, например, факультатив по труду особой популярностью не пользуется. Хотя там есть чему полезному поучиться. Но дети, а в особенности их родители, выбирают математику, физику, химию, языки — они база для будущего ЦТ.

Пергола, сделанная руками учеников
— К сожалению, у нас в образовании — в среднем, среднем специальном, высшем — большой упор делается на теорию, — с грустью улыбается учитель. — Сплошь и рядом выпускаются инженеры, не знающие, как подойти к станку, которые не могут произвести минимальные слесарные работы.

Под руководством Гузова в жлобинской школе № 13 почти десять лет работали классы, созданные по интересному принципу. Их называли «трудовые». Туда собирали двоечников и троечников еще в 7–м классе и перевоспитывали. Экспериментальное обучение было построено на принципе, что все дети разные. Есть гуманитарии, технари, а есть ребята, которые в 7–м классе плохо учатся по школьной программе, но готовы что–то делать руками. Собирали таких на 4 года в класс технического творчества, и к выпуску они преображались. Конструировали различные агрегаты, тренажеры, даже соорудили машину для мытья полов. Уборщицы работали на ней в школе. В итоге человек десять поступили в вузы, остальные — в техникумы и училища. Примерно 30% сразу пошли зарабатывать деньги. По итогам обучения в этом классе они получали специальность слесаря механосборочных работ. Сегодня работают в автосервисах Жлобина. Девочки освоили специальность швеи.

Любой факультатив популярен, когда он нужен, считает Виталий Гузов:

— Если смотреть на это дело не через розовые очки, а действительно приучать детей к труду с помощью интересных полезных навыков, то по итогам обучения должен быть сертификат о получении специальности. Тогда предмет воспринимается по–другому. Система учебно–производственных комбинатов была очень эффективна, зря ее разрушили. Если школьник после окончания школы имеет начальную рабочую профессию, это даст ему дополнительные возможности в жизни.

Учебники Виталия Гузова

Кстати, в Гомельской области уже сделаны первые шаги по включению профобразования в школьную программу. Всех старшеклассников сельских школ будут обучать рабочим специальностям в шестой учебный день (по субботам) на базе учреждений профтехобразования. Здесь только востребованные аграрные профессии: водитель колесных тракторов и машинист–тракторист категории «А». Это новшество поддержано председателем Гомельского облисполкома Владимиром Дворником. Возможно, новые или неоправданно позабытые советские профессионально–трудовые тенденции скоро станут модными и в городских школах.

Школа № 13

СПРАВКА «СБ»

По данным Национального статистического комитета, в стране 196 учреждений профессионально–технического образования, 230 — среднего специального и 51 — высшего.

КСТАТИ

Количество бюджетных мест почти одинаковое в различных формах образования: ПТУ, ссузах и вузах. В 2017 году таких абитуриентов профессионально–технического профиля приняли около 30 тысяч, среднего специального — почти 25 тысяч. На очную и заочную форму обучения в вузы поступили приблизительно 30 тысяч бюджетников.

sb_gomel@mail.ru

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter