Даешь работу

О создании трудовых мест для инвалидов

После окончания брестского техникума бизнеса и права инвалид–«колясочник» Ирина Кузьмич работу по специальности в родных Ивацевичах так и не нашла. Хорошо, знакомые подсказали, что подзаработать к пенсии она может во всемирной сети.


— Интернет, это, конечно, хорошо. Но хотелось бы работать в коллективе, общаться с людьми, — мечтает Ирина.


— Неужели так никуда и не берут? Все–таки у вас есть специальное образование, желание трудиться, — не понимаю я.


— А вы сами попробуйте найти место, — предлагает моя собеседница.


«Что ж, поэкспериментирую», — решаюсь я и закупаю ворох барановичских, брестских и минских газет с предложениями работы.


Первое же объявление о том, что некоей фирме «Требуется администратор в компьютерный зал», показалось мне подходящим: инвалид–«колясочник» с такой работой вполне смог бы справиться.


— Зарплата у нас небольшая, — объяснили по телефону. — Но зато дежурите 2 дня через 2 дня...


— У меня есть проблема. Я — инвалид и могу работать только 4 часа в день, — провоцировала я работодателей.


— Нет, вы нам не подходите, мы ищем человека на целый день...


Следующий звонок я сделала в фирму, которой требовался бухгалтер, и снова получила отказ. Потом мне объяснили, что я не смогу быть воспитателем в общежитии, продавцом, менеджером и неким агентом по работе с людьми.


— У меня колоссальный опыт работы, я коммуникабельная, отлично знаю компьютер, — уговаривала я собеседников, но в ответ рефреном звучало все то же: «Вы нам не подходите».


Как будто само слово «инвалид» наполнено каким–то непостижимым смыслом, пугающим тех, кто ищет потенциальных работников...


По меньшей мере, странно. Ведь и в Барановичах, где я «искала» работу, есть хорошие примеры трудоустройства инвалидов. В городской поликлинике уже три года массажистом работает Андрей Яковец, имеющий проблемы со зрением. Трудится, между прочим, отлично. На массаж к нему — очередь, потому что специалист творит настоящие чудеса с больными позвоночниками.


— О работе я позаботился заранее, — признается Андрей. — Прежде чем отправиться на учебу, пришел на прием к главврачу, поинтересовался, возьмут ли меня. В общем, сначала заручился поддержкой, потом пошел учиться. И ни о чем не пожалел. Чувствую себя человеком востребованным. Надо быть настойчивее: кто ищет — всегда находит. Хотя, конечно, «колясочникам» труднее, чем мне. Им требуются специальные рабочие места...


Такие в райцентре создаются на базе комбината надомного труда, который принадлежит центральному правлению общественной организации «Белорусское общество инвалидов». Специальные рабочие места есть также на предприятии «Блик» Белорусского общества глухих. Еще — на обувной и мебельной фабриках, при учреждениях здравоохранения и в центре социального обслуживания населения.


Барановичский комбинат надомного труда успешно сотрудничает с такими крупными белорусскими предприятиями, как «Атлант» и «Милавица». Именно их помощь позволяет обеспечивать работой более 60 инвалидов на швейном и сборочном участках плюс более 100 инвалидов–надомников. Однако ресурсов комбината и остальных предприятий, целенаправленно работающих с этой категорией работников, далеко недостаточно. Впрочем, решать проблему помогает Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», 24–я статья которого говорит: «В целях обеспечения занятости инвалидов государственными органами с участием общественных объединений инвалидов устанавливаются нанимателям нормативы по бронированию рабочих мест для инвалидов в размере не менее 5 процентов от численности работающих (если число работающих не менее 20 человек)».


— На протяжении последних 5 лет ни одного обоснованного отказа в приеме на работу инвалидов в нашем городе зафиксировано не было, — объяснила мне начальник управления по труду, занятости и социальной защите населения Барановичского горисполкома Татьяна Латышева. — У нас и сейчас имеется бронь на 18 рабочих мест. Но проблема в другом: зачастую трудовые рекомендации, которые инвалидам выдает МРЭК или ВКК, выглядят, мягко говоря, нереально.


Судите сами: инвалиду 3–й группы рекомендуют труд в дневное время, а профессию пишут — сторож. Или даме с ограниченными возможностями рекомендуют работать швеей, а она со своим заболеванием не проходит профессиональную медкомиссию. Некоторые же специальности, до сих пор рекомендуемые инвалидам, вообще отсутствуют в квалификационных справочниках. В этой системе, похоже, пора многое менять...


Трудно не согласиться со специалистом. Ведь сейчас управления по труду, занятости и соцзащите имеют возможность переобучить инвалида, подготовить его к работе по той специальности, которая ему по силам. Могут трудоустроить человека практически на любое предприятие и компенсировать затраты на создание для него рабочего места. Могут выдать субсидию на развитие предпринимательской деятельности. Главное — желание человека работать и готовность администрации предприятия принять его на работу.


К сожалению, до сих пор решение о создании таких трудовых мест процентов на 80 зависит от личности руководителя завода, фабрики, комбината. Если для него слова «понимание», «милосердие» и «сопереживание» — не пустой звук, значит, люди с ограниченными возможностями будут работать на его предприятии, станут полноправными членами коллектива и, конечно же, принесут пользу обществу.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter