Можно ли пользоваться мобильными телефонами в школе: мнения экспертов

Cвязи.net

Можно ли пользоваться мобильными телефонами в классах? Во Франции на законодательном уровне сказали нет. На пороге такого же решения стоит Россия. У нас каждое учебное заведение вольно самостоятельно выбирать формат использования личных средств связи. Понятно, что до категоричных запретов далеко. Между тем проблема есть. И ее не всегда можно решить увещеваниями школьников.

Сигнал должен быть четким

Французы давно говорили о запрете смартфонов в школах: соответствующее решение на уровне рекомендаций министерство образования приняло еще в 2010 году, но законодательно его закрепили только летом прошлого года. Парламент республики утвердил законопроект, призванный снизить зависимость от телефонов у подрастающего поколения. Речь идет о начальных и средних классах общеобразовательной школы. Согласно опросам, 86% французских детей не расстаются со смартфонами во время уроков. Теперь учитель может отбирать у подопечных гаджеты не только в классах, но даже на переменах.

Возможна ли такая инициатива в нашей стране? Во Франции это было в большей степени общественное решение, которое прошло широкое обсуждение. Инициатива была услышана, поддержана и принята. Если поговорить с нашими родителями, думаю, услышите расхожие мнения — от жестких запретов до полной отмены контроля.

Хотя результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения показывают: за ограничение гаджетов во время уроков высказались 67% пап и мам. В Беларуси такие подсчеты не велись, но, думаю, результат был бы схожим.

На решение французов также повлиял принятый Европейским парламентом закон о защите персональных данных. На этапе его обсуждения особое внимание привлек пункт, в котором предлагалось повысить возраст использования соцсетей без разрешения родителей с 13 до 16 лет. В результате было решено, что страны ЕС для своих детей смогут выбрать возраст в указанных пределах самостоятельно. Эта ситуация еще более активизировала обсуждения правил использования электронных устройств. У нас по данному вопросу строгих ограничений нет. По большому счету, вопрос отдается на откуп родителям.

Доказано, что учебные заведения, где запрещены мобильные телефоны, показывают лучшую успеваемость. Ученые из Лондонской школы экономики проводили исследование «Нездоровые коммуникации: влияние мобильных телефонов на производительность». Результаты следующие: успеваемость ребят в школах, где запрещены мобильные, выше на 6,4%.

В наших школах строго следят, чтобы телефонов у школьников не было на экзаменах, ЦТ. Но на уроках, включая контрольные и лабораторные работы, из-за гаджетов учебный процесс нередко срывается. Представьте ситуацию: класс решает самостоятельную работу. Самые смышленые быстро все сделали, сфотографировали и переслали другим. Хотя учителя каждый раз напоминают и во время урока, и перед ним: телефоны использовать нельзя. Но простые просьбы зачастую не действуют. Нужен четкий сигнал — что можно, а чего нельзя, и каких ситуаций это касается.

Людмила Овсяник, психолог.
ДОСЛОВНО

Ирина Каржова, заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования:

— В правила внутреннего распорядка должен быть внесен пункт об использовании мобильных телефонов в учреждении образования. Каждое принимает решение с учетом своей специфики и специфики предмета. Например, в некоторых учебных пособиях используется дополненная реальность.

Вне зоны доступа

Постоянная погруженность детей в гаджеты сказывается на учебе — ребята отвлекаются и не могут сконцентрироваться. А по сути телефон нужен ребенку по дороге в школу и домой, чтобы сказать, что с ним все хорошо, а в случае экстренной ситуации связаться с родителями. Но в действительности все не так.

Школьники нередко достают свои гаджеты под партами, пока не видит учительница, сидят в соцсетях или играют. Исследования экспертов образовательных сервисов Яндекса не радуют: дневной трафик ребенка, когда он находится в школе, не отличается от вечернего «тарифа». То есть ученики пользуются смартфонами на уроках и переменах так же активно, как дома.

Как решить проблему? Можно собраться родительскому комитету и предложить учителям забирать телефоны перед началом урока, а потом возвращать. Возможно, это выход. Сегодня за пользование мобильным на уроках детей могут максимум пожурить, оставить замечание в дневнике. Во многих странах ситуация иная. Запрет на пользование телефонами в школах в том или ином виде существует в США, Франции. Как правило, ученикам разрешается приносить с собой гаджеты, но доставать их из портфеля, разговаривать, фотографировать и снимать видео нельзя. За соблюдением правил следят преподаватели. Конечно, есть исключения. Например, если из-за болезни ребенку необходимо всегда быть на связи с родителями. В Германии учителя собирают смартфоны в специальную коробку перед началом занятий и ставят ее так, чтобы ученикам было видно, где находятся их телефоны. Теоретически на перемене их снова можно взять, но на практике здесь не принято проводить время за бесполезными развлечениями в телефонах.

К сожалению, смартфон в руках школьника нередко превращается в аппарат для травли. Наличие современных устройств провоцирует многих подростков на некрасивые поступки: вывести учителя из себя и снять это на видео. Тысячи просмотров в YouTube набирают школьные драки, которые часто организуют умышленно. О какой культуре пользования смартфонами может идти речь?

Сейчас дети осваивают управление гаджетами раньше, чем начинают читать. Родители дают в руки 2—3-летним малышам планшеты и телефоны с яркими картинками, веселой музыкой, мультиками и, заняв ребенка, углубляются в переписку в социальной сети или чтение новостей. Тут уже речь идет о формировании культуры использования гаджетов у взрослых. Дети смотрят на родителей как на пример и образец для подражания. Если мама и папа часами зависают в телефонах, ребенок будет поступать так же.

Необходимо проводить информационную кампанию в школе, приучать разумно пользоваться электронными устройствами в рамках школьной программы.

Конечно, мы не можем оградить детей от цифровой эпохи, но мы можем повышать культуру пользования смартфонами у школьников и активнее задействовать современные технологии в учебном процессе. По этому пути и нужно идти. Тотальным запретом поставленных задач не решить.

Оксана Нехайчик, депутат Палаты представителей.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter