Спецвыпуск «СБ», посвященный II Европейским играм

«Citius, Altius, Fortius!»

Пусть всегда будут Игры!

С того самого времени, как Минску выпала честь принимать у себя Европейские игры 2019 года, в каждом спортивном моменте подспудно стараюсь уловить их пока едва слышимое дыхание, почувствовать пульс, биение сердца в груди. Фантазирую и дорисовываю в яркой акварели весь тот кипучий карнавал, который нагрянет к нам вот уже меньше чем через два года. Пытаюсь посмотреть на город глазами тех разношерстных тысяч туристов, журналистов и участников, которые наводнят Минск совсем скоро. Почувствовать душу нашей столицы, поговорить с ней, пощупать ее мощные бетонные мышцы, посмотреть в глаза, в которых блестит и отражается насыщенная событиями история города, пожать Минску руку, обняться с ним, улыбнуться и остаться близкими друзьями на всю жизнь.

Европейские игры–2019 — очень колоритная и значимая веха. Для Минска, для страны. Для каждого, кто здесь живет — на хуторке ли, в райцентре или в гуще городских событий. То состояние, когда сам себе немножко завидуешь. Будем объективны: заполучить полноценную Олимпиаду Беларусь в ближайшее время вряд ли имеет хоть какие–нибудь шансы. А потому Европиада — наш уникальный шанс окунуться в котел по–настоящему большого профессионального спорта. Ощутить на себе всю приятную заваруху и суету такого рода масштаба. У нас немного найдется людей, которые смогли посетить Олимпийские игры, тогда как мечтают об этом, уверен, многие. Теперь эти мечты приобретают четкие и осязаемые формы конкретной реальности. Европейские игры по размаху, конечно, чуть менее грандиозны, но суть и принцип в них те же — глобальное событие, втянутым в которое в той или иной мере окажется весь континент. А Беларусь окажется в его центре.

Homo Ludens (человек играющий) — известный трактат голландского философа Йохана Хейзинга. Он, конечно, не совсем о спорте (точнее, совсем не о спорте), а о феномене игры как таковой в истории культуры. Если в двух словах, то мир — это и есть игра, игрой пронизано все и вся, мы из игры вышли и в игре живем. Спорт, конечно, тоже игра, хотя Хейзинга и утверждает, что его никак нельзя назвать важнейшим игровым элементом мировой культуры, так как спорт из своего игрового содержания уже давно растерял самое лучшее и важное. Однако это тема другого, отдельного диспута. Суть же в том, что никогда крупные турниры не были лишь исключительно спортивными состязаниями, не вписывались в узкие рамки известного клише «быстрее, выше, сильнее». Во все времена любые соревнования выполняли сразу несколько функций: театральную, представительскую, дипломатическую. И политическую, безусловно, тоже. Быть может, даже в первую очередь.

Не хочется быть банальным и в двадцатый раз говорить о том, как на имидже и престиже нашего государства скажутся Европейские игры–2019. Десять дней в июне 2019 года пролетят быстро, но запомнятся навсегда. Неспешно погулять по центру города, послушать разноголосую речь многочисленных иностранцев со всей Европы, посидеть в кафе и выбрать на свой вкус угощение не только для желудка, но и для души: что может быть лучше? На стадионе «Динамо» выступят главные континентальные звезды легкой атлетики, в «Минск–Арене» — гимнасты и прыгуны на батуте, в «Чижовка–Арене» — дзюдоисты и каратисты, во Дворце спорта — борцы и самбисты... По городским улочкам и проспектам, бурля, потекут марафонские ручейки и велосипедные шоссейные речки. И за всем этим активным биением самой жизни можно будет с упоением наблюдать в объятиях родного и любимого города, фамильярно, по–дружески положив руки ему на плечи. Согласитесь, это красиво!

Сергей КАНАШИЦ.

s_kanashyts@sb.by

Сделают красиво

В программе подготовки к Европейским играм реконструкция стадиона «Динамо» значится едва ли не главным пунктом. Именно здесь, по замыслу организаторов, пройдет задающая тон всему последующему действу красочная церемония открытия. Здесь же будут проходить соревнования по самому медальному и интригующему виду спорта — легкой атлетике, а потом состоится закрытие Игр. Да и сама по себе реконструкция главного стадиона столицы, который вдобавок ко всему еще и сменит профиль с футбольного на атлетический, вызывает неподдельный интерес.

фото сергея лозюка

Нынешняя реконструкция для арены не первая, но самая масштабная. Серьезные комиссии едва ли не ежедневно контролируют ход работ. Журналисты приезжают с той же целью — впечатлиться, удивиться и понять: успеют ли строители к назначенному сроку и что у них в конечном счете получится? Сроки называются с оглядкой на необходимость сделать не только быстро, но и качественно и красиво.

Официально работы на «Динамо» начинаются в 8 утра и заканчиваются в 22.00. В действительности жизнь на стадионе не замирает даже ночью. Чтобы ориентироваться в пока еще не освещенных лабиринтах подтрибунных помещений или не растеряться среди разложенных в чаше стадиона частей огромных конструкций, стройматериалов и морских контейнеров, в каждом из которых прячется свой небольшой строительный мирок, нужны недюжинные опыт и сноровка. У начальника участка СУ–94 ОАО «Стройтрест № 1» Виталия Грещика они есть, но даже он замечает: такой уникальный объект в жизни строителя может лишь однажды случиться. Необычность и несогласие с привычными нормами и подходами на «Динамо» всюду. В необходимости искать компромисс между сохранением истории и внедрением новых технологий. В сети подземных коммуникаций, которые в центре города похожи на паучью сеть и «посадить» в которые столь масштабный объект едва ли проще, чем ввести в Свислочь морскую баржу. С вызовами строители справляются пока без сбоев, и потому у главного входа работники «Зеленстроя» уже начали засевать клумбы и газоны, прочерченные новенькими плиточными дорожками. По пути к разминочному полю, где рабочие уже укладывают асфальтовое основание под беговые дорожки, Виталий Грещик обрисовывает будущее великолепие:

Виталий Грещик в роли экскурсовода
Фото Сергея Лозюка

 — Вот здесь будут фундаменты под флагштоки. Дорогу из бетонных плит, по которым пока ездят самосвалы, скоро будут убирать, и центральный вход примет окончательный вид. Скоро с реставрации должны вернуться знаменитая скульптура бегунов, которая займет привычное место на лестничной арке. Перед входом на стадион появятся турникеты. Система вроде той, что применяется в «Минск–Арене», но если там болельщики сразу попадают внутрь здания, то здесь — на прилегающую территорию и трибуны.

На тренировочном поле работы также близятся к финишу. Уже смонтирована система полива, просматриваются очертания секторов для метаний и прыжковых ям. Внутри одного из виражей разместятся баскетбольные и волейбольные площадки. Покрытие для беговых дорожек, к слову, уже закуплено, но пока аккуратно сложено среди других «запчастей» на основной арене. Впрочем, с ним все куда более понятно, чем с крышей. Она — едва ли не главная отличительная черта нового «Динамо», и при этом заготовленный «конструктор» есть только для несущей части: огромные фермы уже практически замкнули круг. Покрытие, рассказывает Грещик, будут изготавливать «по месту» — прямо на арене.

фото сергея лозюка

— Одну пробную полоску мы уже положили. Дальше будем вымерять по точкам каждую следующую деталь и изготавливать в одном из контейнеров на стадионе: оборудование должно вот–вот приехать. Все должно быть идеально подогнано во избежание проблем в процессе эксплуатации.

Несмотря на то что крыша пока напоминает ребра диковинного морского чудища, а на месте финишных клеток стометровки плещется небольшое мутное море, кое–где уже вовсю идут отделочные работы. Помещения западной трибуны подмигивают остеклением, по периметру монтируют основание для 640–метрового экрана бегущей строки, а в спортивные залы восточной трибуны можно заходить, без опаски снимая строительную каску. Их, залов, несколько, и каждый уже сейчас обладает неповторимой атмосферой. Высоченные восьмиметровые потолки, огромные арочные окна, заливающие пока не существующие теннисные столы и боксерские ринги дневным светом...

фото сергея лозюка

Уже в следующем году на «Динамо» планируется провести первые тестовые соревнования, однако в полной мере оценить величие арены можно будет лишь, когда вновь загорится пока также находящийся на реставрации олимпийский факел. Ждать осталось недолго.
Нарисуй талисман — получишь приз!

Лозунг Европейских игр–2019 в Минске — «Иди за мечтой». О мечте рассказывает и национальная легенда — о прекрасном цветке папоротника, который цветет в летнюю ночь на Ивана Купала. И у того, кто сумеет его найти, сбудутся все желания и мечты. Так и атлеты из всех уголков Европы соберутся в Минске, шагая за своей мечтой. Талисман Игр пока не выбран, на этот счет объявлен открытый республиканский конкурс. Принять участие в нем может любой желающий. Нужно предложить идею талисмана, изображение и имя. Талисман должен соответствовать олимпийским ценностям и слогану Bright Year, Bright You («Яркий год, яркий ты»). Заявки принимаются до 15ноября 2017 года, а со всеми подробностями проведения конкурса можно ознакомиться на сайтах Министерства информации, Национального олимпийского комитета Беларуси и БЕЛТА. Кстати, обладатели первых трех призовых мест получат пригласительные билеты на мероприятия II Европейских игр, а также комплекты парадно–спортивной экипировки национальной сборной Беларуси.
Огонь, который греет до сих пор

Меньше чем через два года Европейские игры принесут в Беларусь спортивный праздник. Масштабный, но не беспрецедентный. Нечто подобное Минск уже переживал. Почти четыре десятка лет назад белорусская столица стала одним из городов, которые принимали соревнования Олимпийских игр 1980 года. Конечно, то грандиозное спортивное событие затронуло наш город лишь краем: основные события происходили на 800 километров восточнее, в Москве. Однако готовились в Беларуси со всей серьезностью, и, по словам Павла Пиляка, который в 80–е годы занимал пост заведующего сектором физкультуры и спорта ЦК КПБ, эффект преобразований сорокалетней давности ощущается до сих пор. И может быть полезен организаторам Европейских игр.

фото дмитрия комашко

— Когда стало известно, что СССР примет Олимпиаду 1980 года, начали решать, по каким городам Союза распределить некоторые из видов спорта. Нам досталась одна из зон футбольного турнира. В Минск приехала комиссия, все осмотрела, озвучила условия для проведения соревнований.

— Сегодня любые крупные соревнования международного уровня требуют выполнения огромного количества условий. Вам выдвинули много требований?

— По большому счету, требования были такими же, какие предъявлялись в то время к Москве. Размещение спортсменов, болельщиков и официальных лиц, закрытая зона для участников. Спортсмены, кстати, жили в «Стайках». На въезде в спорткомплекс поставили контрольно–пропускной пункт, на котором дежурили и представители КГБ.

— Что из себя представляли «Стайки» перед началом Игр?

Олимпиада-80. Церемония открытия в Минске. С факелом — Александр Медведь.
— К началу Олимпиады спортивный комплекс приобрел практически тот же вид, который есть сегодня. Там построили два жилых корпуса, манеж, расширили тренировочные залы. Но важно понимать, что даже на момент начала подготовки к Играм в «Стайках» уже не было тех дощатых бараков, в которых когда–то приходилось жить участникам Международного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. Там были хорошие условия и регулярно тренировались сборные СССР по различным видам спорта перед отправкой на Олимпиады. Например, советские гимнасты работали в «Стайках» начиная с 1972 года. Постоянно приезжали фехтовальщики и борцы. В «Ратомке» тренировались пятиборцы. Выбор объяснялся просто: для последних предолимпийских сборов тренеры выбирали места с условиями, максимально приближенными к тем, которые будут на Играх. Многие, кстати, тренировались во Дворце спорта, куда каждый день автобусами ездили из «Стаек». Там лес, тишина, красота и спокойствие, которые помогали раскрепостить спортсменов перед ответственными стартами.

— Кроме «Стаек», многое было построено к той Олимпиаде?

— Я бы не сказал, что все спортивные объекты у нас возводились «под Игры»: работа шла постоянно, и какие–то сооружения появлялись. Но близость Игр дала возможность заложить в госплан средства и получить разрешения на строительство, которые в ином случае мы вряд ли получили бы. К Олимпиаде в Минске построили гостиницу «Планета», дорогу до Москвы, которая сейчас имеет обозначение М–1, был модернизирован стадион «Динамо».

— Как изменился главный стадион?

— На моей памяти «Динамо» реконструировали трижды. Изначально он вмещал тысяч 20 зрителей. Последняя советская доработка позволила увеличить трибуны до 50 тысяч мест. Были надстроены несколько рядов, появился козырек, мачты освещения, табло. С учетом удобства расположения (в центре города, рядом с железнодорожным и автовокзалом, неподалеку от аэропорта) это во все времена был уникальный спортивный объект. Кстати, аэропорт «Минск–1» также строили фактически к Олимпиаде.

— Полагаю, перемены затронули не только спортивную отрасль?

— Был создан оргкомитет, куда вошли руководители всех отраслей хозяйства. И перед каждым из них была поставлена своя задача. В итоге четыре года в Минске кипела работа. Город строился, все улицы были перекрашены, отремонтированы, приведены в порядок. Ажиотаж был невероятный, к тому же все с нетерпением ждали начала Игр. Постоянно приезжали комиссии, проверяли даже качество кофе и состояние туалетов. Прилавки в магазинах, на которых в те времена, как известно, очень часто невозможно было что–то найти, в дни Олимпиады были полными и выглядели празднично и разнообразно. Но главное, что все отремонтированное и построенное к Олимпиаде после окончания Игр никуда ведь не делось.

Оглядываясь назад и вспоминая события тех лет, я прихожу к выводу, что Олимпиада–80 была не просто спортивным турниром. Это было событие, предопределившее облик города и его инфраструктуру на годы вперед.


— Сейчас нередко обсуждают, что проведение подобных масштабных мероприятий экономически невыгодно. Во время подготовки к Олимпиаде денег, как я понимаю, не считали?

— Подобные события не стоит оценивать с позиции моментальной выгоды. Эффект от них гораздо более обширный и долгоиграющий. Я ни разу не усомнился, что подобные соревнования нужно проводить как можно чаще. Это вроде генеральной уборки перед приходом важных гостей, на которую в иной день не хватает ни времени, ни сил и которая потом еще долго радует обновками. Сегодня много говорят о чистоте Минска, но ведь начало ей было во многом положено именно в те годы. Когда вокруг все блестит, редко найдется человек, который решит выбросить окурок. И мне кажется, что предстоящие Европейские игры тоже должны иметь впоследствии подобный эффект. Да, это серьезные расходы, но денег никогда не бывает в избытке. Все спортивные сооружения, которые появились в Беларуси за последние годы, обязательно принесут эффект, но ощутить его можно лишь через 5 — 10 лет. Я знаю, что такое заниматься спортом где–то на задворках, и прекрасно понимаю, с какими чувствами юные спортсмены приходят тренироваться в современные спорткомплексы. Если бы тем специалистам, которые тренировали в 80–е, дали нынешние сооружения и условия, взлет результатов был бы весьма ощутимым. Надеюсь, нынешнее поколение тренеров также сможет должным образом распорядиться оказавшимися в их руках возможностями.

Дмитрий КОМАШКО.

komashko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter