Чья рубашка ближе?..

Руководитель КГК высказал жесткие замечания в адрес предприятий отечественной торговли, особенно крупноформатных, которые выставляют отечественную продукцию «где-то на заднем плане»

Импорт потребительских товаров  в Беларусь можно значительно сократить, считают в Комитете госконтроля. На совместном совещании с Мингорисполкомом председатель КГК Зенон Ломать заявил, что «сегодня у нас хорошая качественная продукция, которая ни в коем случае не уступает большинству аналогов из-за рубежа». Руководитель ведомства высказал жесткие замечания в адрес предприятий отечественной торговли, особенно крупноформатных, которые выставляют отечественную продукцию «где-то на заднем плане».

Тема роста потребительского импорта, безусловно, актуальна: в прошлом году из-за рубежа было завезено товаров этой группы на 4,5 миллиарда долларов, это 15,6 % всех импортных поставок. Однако руководитель КГК признал, что есть вопросы и к производителям. Например, слуцкий завод «Эмальпосуда» доведенные объемы выпуска «закрывает» морально устаревшими поддонами и чугунными мойками, в то время как на рынке пользуется спросом эмалированная посуда. Кроме того, отечественные производители не всегда заинтересованы в расширении ассортимента продукции и ее продвижении, поэтому и работают на склад. Прозвучали нарекания и в адрес предприятий концерна «Беллегпром», которые на ярмарках умеют представить себя с лучшей стороны, но когда дело доходит до непосредственных закупок, предлагают далеко не самый лучший ассортимент. Понятно, что и торговые организации не могут брать на реализацию товары, которые рискуют закрепиться на магазинных полках на годы, тем более что проблема возврата невостребованных и отбракованных товаров сохраняется. Очень немногие отечественные производители освоили опыт предоставления сезонных скидок конечному покупателю, что сдерживает реализацию товаров. В числе озвученных участниками совещания других проблем — расслабляющая практика квотирования поставок, которая нередко приводила к серьезным перекосам в отношениях производителей и торговых организаций. Например, отдельные предприятия предлагают отгружать свою продукцию только на условиях самовывоза. Показателен и пример с минскими велосипедами, которые доставляют в магазины разобранными, и в таком виде эту технику должны «оценить» покупатели, если магазины не утруждают себя сборкой. 

Сегодня многие отечественные производители, к сожалению, не успевают удовлетворять возросшие требования покупателей к качеству и характеристикам потребительских товаров. Хотя положительные примеры хорошо известны, и о некоторых из них было рассказано на совещании. Например, его участники вспомнили, что в свое время белорусские колбасы практически полностью вытеснили с магазинных полок российские аналоги, причем в условиях равной конкурентной борьбы. Не испытывают проблем и другие представители пищевой промышленности, которые предлагают на рынке качественную продукцию по приемлемой цене, подкрепляя эти преимущества использованием современных методов продвижения своих торговых марок. 

Очевидно, что расширение доли отечественных товаров в потребительской корзине белорусов — задача комплексная. Ее детальной проработкой и занимается сегодня Комитет госконтроля в рамках проверки эффективности выполнения программ импортозамещения, привлекая к диалогу все заинтересованные стороны. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter