Поездка в Китай стала первым зарубежным визитом Ким Чен Ына после его прихода к власти

Чья геополитическая премьера круче?

Что является геополитической премьерой этого года? Даже сегодня можно с уверенностью сказать: такой премьерой могла бы стать предполагаемая встреча лидера КНДР Ким Чен Ына с президентом США Дональдом Трампом. Но не станет. Потому что прежде всего северокорейский руководитель встретился с Председателем КНР Си Цзиньпином. Товарищ Си одним взмахом приветственной руки перешиб геополитический жест Трампа, который тот пиарил на протяжении минимум полгода. Угрозы и оскорбления, соревнование, чья боеголовка круче, обещание первого военного удара по Северной Корее и, наконец, согласие на личную встречу со своим визави в мае... Дональд Трамп, как хороший актер, лично выстраивал мизансцены и драматургию этой встречи, чтобы в конце концов объявить себя первым президентом США, который снял напряженность на Корейском полуострове.


Увы, в лучшем случае он станет вторым. Поездка в Китай стала первым зарубежным визитом Ким Чен Ына после его прихода к власти. Северокорейский лидер заявил, что считает своей обязанностью лично поздравить Си Цзиньпина с переизбранием на пост Председателя КНР.

Показательны ответные слова Си Цзиньпина, который отметил, что Пекин ценит усилия Пхеньяна по улучшению ситуации на Корейском полуострове, и добавил, что Китай призывает все стороны поддержать улучшение межкорейских связей и предпринять конкретные действия для обеспечения мирных переговоров. «Китай продолжит играть свою конструктивную роль по этой проблеме и работать со всеми сторонами, включая КНДР, ради смягчения напряженности на Корейском полуострове», — сказал он.

Таким образом, Китай с ходу продемонстрировал главное — без него в этом регионе ничего не делается. Собственно, всем известно, какую роль играет КНР в ситуации в Северо–Восточной Азии. И экономически, и политически китайский вес неоспорим. Но здесь есть и еще кое–что. Си Цзиньпин демонстрирует иной политический стиль решения проблем. И не только в регионе.

Да, северокорейская, как ее называют, проблема является сегодня главным мировым вызовом. На нашей планете не осталось государств, которые во всеуслышание заявляли бы о готовности нанести ядерный удар. Из Пхеньяна такие заявления звучали, и это не может не беспокоить международное сообщество. Не случайно Трамп так ухватился за эту проблему — только одно ее разрешение обеспечивает место в истории. Хотя очень сомнительно, что ее можно разрешить, объявляя свою боеголовку более мощной... Это уже проходили в XX веке.

Принципиально иной способ, предлагаемый Пекином, заключается не в манипулировании своей силой (которой у развивающейся китайской сверхдержавы все больше). А в том, чтобы предоставить партнерам выгодное сотрудничество. Обратите внимание, что Си Цзиньпин лично, а не как обычно, через МИД, объяснил своему гостю четыре принципа развития отношений: высокие контакты, использование проверенных каналов, мирное развитие и укрепление связей. Здесь товарищ Си тоже как бы упредил Трампа — пока тот еще только думает, как проведет переговоры с трудным партнером, в Пекине преподнесли урок, как в принципе их можно вести.

Впрочем, иначе и не могло быть. Китай не только самый главный игрок в этом регионе, он, можно сказать, является гарантом существования Северной Кореи, и без экономической китайской помощи той просто не выжить бы. Так что символизм первого визита очевиден — так обычно здороваются со старшими, а вот американскому президенту с рукопожатием придется подождать.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter