Мобильные датчики, интеллектуальная сигнализационная система, квадроциклы – как охраняют рубежи на новой погранзаставе «Дивин»

Чужим здесь делать нечего

В последний месяц застава «Дивин» на белорусско-украинской границе живет по-новому. Обязанности пограничников ничуть не  изменились: они по-прежнему обеспечивают неприкосновенность наших рубежей. Но вот условия службы, техническое оснащение не сравнить с теми, что были прежде. Корреспондент «Р» отправился в Кобринский район и убедился: граница действительно на замке.

Надежные рубежи


Деревню Дивин то ли в шутку, то ли всерьез называли «столицей контрабандистов». Украинско-белорусская граница проходит буквально за сельскими огородами. Соблазн подзаработать, купив что-то в Украине и перепродав в Беларуси, ну или наоборот, очень велик. Сигареты, одежда, лошади и даже трактора еще несколько лет назад были ходовым товаром. И нелегалов в приграничье задерживали с завидным постоянством. Теперь жизнь контрабандистов и прочих нарушителей госграницы заметно усложнилась.

За прошлый год в зоне ответственности заставы «Дивин» задержали около 100 нарушителей пограничного законодательства.

По пути в Дивин официальный представитель Пинского погранотряда Михаил Бут-Гусаим делает экскурс в историю:

— До 2008 года этот 23-километровый участок границы охранялся мобильным способом. Что это значит? Сюда на неделю-две приезжали пограничники, разбивали лагерь, несли службу. Разумеется, такой подход особенно эффективным не назовешь. Примерно 10 лет назад Госпогранкомитет принял решение создать заставу «Дивин». До недавних пор она располагалась на арендованных площадях — в общежитии, принадлежащем районному ЖКХ. Но в прошлом месяце застава начала работать в новом формате.

Пинский погранотряд отвечает за участок границы протяженностью около 300 километров. Современные заставы — обязательная составляющая надежности рубежей. За последние годы построили два таких пограничных комплекса. Помимо «Дивина» это застава «Сварынь» в Дрогичинском районе. От аналогичных сооружений, возведенных в советское время, они отличаются разительно.

Сигнализация с интеллектом


Вместе с начальником заставы Артемом Казакевичем заходим в дежурку. Здесь своеобразный информационный штаб, куда стекается вся информация с подконтрольного участка границы. На стенах — огромные мониторы. Начальник заставы объясняет:

— Ситуацию контролируют несколько десятков видеокамер высокого разрешения. Вдоль границы установлен оградительный забор, подключенный к интеллектуальной сигнализационной системе. Она самообучаемая. То есть в процессе работы система учится распознавать: то ли это человек пытается незаконно пересечь границу, то ли дикий зверь подошел к ограде и активировал сигнализацию.

Пограничникам есть чем удивить. Комплексом «Радиобарьер», например. Мобильные датчики позволяют зафиксировать малейшие вибрации на поверхности земли в радиусе нескольких километров. Более того, умная техника определяет, от кого эти вибрации исходят: от автомобиля, животного или человека. В общем, в деле охраны рубежей вещь незаменимая.

Облегчили работу пограничникам и квадроциклы. Теперь бойцы могут оперативно проверить контрольно-следовую полосу, режим государственной границы, исправность пограничных знаков. Раньше для этого приходилось делать пеший обход.

— Так что застава оснащена по последнему слову техники и пограничной науки. Все контролируется. Мы переходим к более совершенным методам и формам охраны государственной границы. И это приносит свои плоды. Число нарушений в зоне нашей ответственности сокращается. Злоумышленники периодически испытывают на прочность участки, не оборудованные современными охранными системами, но таких участков становится все меньше.

В армии — как дома


Михаил Бут-Гусаим показывает, что и как устроено на заставе. На первом этаже — небольшая столовая. Несколько человек активно работают ложками. Расправившись с супом, принимаются за второе. Михаил интересуется: «Ну как, бойцы, вкусно?» Бойцы, на миг оторвавшись от трапезы, отвечают кратко: «Так точно!» «Еще бы!» — не по уставу восклицает кто-то с дальнего столика. На обед — салат из свежих овощей, гороховый суп, гречка, гуляш, чай. Спрашиваю у повара, как аппетит у солдат. Парень показывает гору пустых тарелок: «Отменный!»

Несмотря на все технологические новшества, собаки по-прежнему  лучшие друзья и главные помощники пограничников.

Идем дальше. В кабинете для теоретических занятий — несколько компьютеров, большой LED-телевизор, проектор. Официальный представитель погранотряда говорит, что процесс подготовки пограничников значительно изменился. Писанины становится все меньше, а вот интерактива, напротив, все больше:

— У ребят есть возможность слушать лекции онлайн, смотреть тематическое видео, решать тесты и задачи. Причем результаты контрольных могут сразу же оценить не только руководители заставы и погранотряда, но и должностные лица Государственного пограничного комитета. Для практических занятий на территории заставы оборудован макет контрольно-следовой полосы с ограждением, а также несколько секторов с различными видами почв, чтобы пограничники были готовы работать со следами в разных условиях. Плюс спортивная площадка и современный тренажерный зал.

В комнатах отдыха по-домашнему уютно. Они небольшие и мало напоминают классические казармы. В каждой по шесть двухъярусных кроватей. Здесь стараются соблюдать тишину: кто-то отдыхает после дежурства.

Буквально за забором — 16-квартирный жилой дом для офицеров и солдат-контрактников. Квартиры не только отремонтированы, но и оснащены всем необходимым. Детский сад, школа, больница — все рядом. Красота!

Теперь не заблудишься


Отправиться на выезд с пограничниками я, признаться, не рассчитывал. Поэтому, услышав сигнал тревоги, даже обрадовался. Напросился с бойцами. Они возражать не стали. В УАЗе-«буханке» — шесть пограничников и собака. Мчимся к тревожному участку. По дороге интересуюсь у одного из бойцов: часто ли случаются такие выезды? Оказывается, часто. Бывает, несколько в день. И даже несколько в час. Моего собеседника зовут Максим. Он из Пинска. Служить еще долго — девять месяцев. Условиями солдат доволен:

— Лично меня радует, что у нас нормальные деревянные кровати с хорошими матрацами. Кормят отлично, атмосфера практически домашняя. Что еще нужно?

Через несколько минут «буханка» пролетает через ворота и мчится по песчаной дороге вдоль контрольно-следовой полосы. Другое пассажирское авто здесь и не проедет, пожалуй. Добравшись до нужного участка, пограничники расходятся вдоль полосы. Одна из главных ролей — у молодой овчарки Рипли. Пока бойцы заняты своим делом, у меня есть время узнать больше о тех переменах, которые произошли на белорусско-украинской границе. Михаил Бут-Гусаим рассказывает:

— Еще пару лет назад здесь были леса и болота. Определить точно, где проходит граница, было просто невозможно. Человек мог пойти собирать грибы или ягоды и случайно оказаться в другой стране. За несколько лет здесь проделана огромная работа. Расчищена от растительности и выровнена 25-метровая полоса, построено ограждение, установлены сигнализационные комплексы, видеонаблюдение. Чуть дальше обозначена на местности государственная граница. Пограничные знаки друг от друга находятся в зоне прямой видимости. С нашей стороны столбы окрашены в цвета украинского флага, с украинской — в цвета белорусского. Словом, не заблудишься.

Тревога оказалась ложной. Ее подняла косуля, которая решила испытать на прочность ограждение. Солдаты восстанавливают профиль контрольно-следовой полосы, наносят необходимые, только им известные обозначения. Они нужны для того, чтобы другие пограничники видели: здесь полосу пересекали свои, не нарушители. К слову, смельчаков, которые бы рискнули преодолеть оснащенный по последнему слову участок границы, пока не нашлось:

— В прошлом году пограничники заставы задержали около 100 нарушителей. В этом незаменимую помощь нам оказывают местные жители. Благодаря своевременной информации, поступившей от сельчан, удалось предотвратить контрабанду партии янтаря на 200 тысяч рублей. А недавно пограничники и вовсе перекрыли канал нелегальной миграции. В погранзоне были задержаны семь граждан Пакистана и Бангладеш. Они намеревались нелегально попасть в страны Западной Европы. Вскоре были установлены и личности трех пособников. Они находятся в изоляторе временного содержания, возбуждено уголовное дело.

p.losich@gmail.com

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter