Чужим аршином…

Зачем Беларуси нужны суверенные кредитные рейтинги?

Зачем Беларуси нужны суверенные кредитные рейтинги?

Международные «котировки» страны и ее восприятие извне всегда находятся в самой прямой зависимости друг от друга. Тут уж ничего не попишешь: чем лучше имидж государства, тем выше оно в рейтингах привлекательности и успешности, и наоборот. К сожалению, Беларуси в этом отношении не повезло — в глазах зарубежных партнеров она выглядит хуже объективного положения дел. И в этом сокрыта серьезная проблема, имеющая прямые последствия для нашей экономики: именно из-за таких восприятий страна и иностранные инвестиции недополучает, и деятельность субъектов хозяйствования на внешних рынках осложнена. Понимая, что, когда нет внятной информации из первоисточника, ее место могут занять чужие интерпретации, несколько лет назад правительство сделало серьезный шаг, разрешив оценивать состояние национальной экономики аналитикам из международных рейтинговых агентств.

От А до С

В мире кредитных рейтингов немало — больше двух десятков, но крупнейшими из них являются «Moody’s», «Standard and Poor’s» и «Fitch Ratings». У каждого агентства — свой арсенал «измерительных принадлежностей» и методик построения кредитных рейтингов. Это прежде всего связано с тем, что каждое из них осуществляет рейтингование на основании индивидуальных методик. Впрочем, смысл любого суверенного кредитного рейтинга в итоге сводится к оценке кредитоспособности и платежеспособности страны. И именно эта оценка влияет на мнения иностранных инвесторов относительно рискованности вложения средств в экономику, отражается на стоимости привлечения заимствований на внешних рынках и расходах по обслуживанию внешнедолговых обязательств.

Процесс рейтингования Беларуси международными рейтинговыми агентствами стартовал в августе 2007 года. Тогда компанией «Standard & Poor’s» Беларуси впервые был присвоен суверенный кредитный рейтинг (В+ по долгосрочным обязательствам в иностранной валюте, ВВ — по долгосрочным обязательствам в рублях и В — по краткосрочным обязательствам). Аналогичный рейтинг от агентства «Moody’s» был присвоен на уровне B1.

«Суверенные рейтинги можно расценивать по-разному. Но если мы себя позиционируем как государство с незакрытой экономикой, то эти инструменты стоит, наверное, использовать достаточно активно, ведь это помогает более активно интегрироваться в мировую практику, — высказывает убежденность министр финансов Андрей Харковец. — Как показывают наши встречи, проводимые с инвестиционными компаниями, с банками, взгляд финансиста и инвестора всегда в поисках подсказки обращен к рейтингу». В предпринимательских союзах полностью солидарны с официальной точкой зрения: суверенные рейтинги стране жизненно необходимы, даже если представленные в них оценки не самые лучшие. «Суверенные кредитные рейтинги — это реально настольные книги для большинства инвесторов, поскольку в агентствах работают узкие специалисты, которые переворачивают огромный пласт информации, скрупулезно анализируют данные как на страновом уровне, так и на региональном», — поясняет руководитель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин. Но при этом специалист отмечает: окончательные решения, учитывая только мнение рейтинговых агентств, никто из серьезных финансистов не принимает. «Обращаясь к ним, инвесторы, скорее, оценивают состояние делового климата, а вот конечная стратегия все равно базируется на личном восприятии, на конкурентной ситуации в стране и в конкретной отрасли с позиции товара или услуги. Часто рейтинговые агентства ставят «диагноз» рынку, но вопрос в том, что одним диагнозом болезнь не вылечишь, поэтому в силу должны вступать иные механизмы и институты, которые корректируют работу государства, исходя из этих факторов», — поясняет специалист.

Специалисты рейтинговых агентств в своей деятельности подчеркивают: важность и ценность кредитных рейтингов заключается в том, что они представляют собой информацию для принятия участниками финансовых рынков различных экономических решений. Так, по существующим оценкам, в зарубежных странах около 75 % частных инвесторов формируют свои предпочтения на базе соответствующих рейтингов, для институциональных инвесторов эта величина и вовсе равна 100 %. Кроме того, согласно мнению специалистов «Standard & Poor’s», «рейтинги часто используются в процессе принятия связанных с рисками решений за пределами традиционных рынков капитала. Банки, корпорации, правительства — все они используют рейтинги в качестве руководства для выработки решений в таких областях, как торговые операции, своповые контракты, сделки на межбанковском рынке, корреспондентские банковские отношения и другие виды деятельности, связанные с риском контрагентов».

Новое измерение

На протяжении последних нескольких лет, даже в разгар мирового кризиса 2008—2009 годов суверенный кредитный рейтинг Беларуси оставался на неизменном и довольно высоком уровне. Но ухудшение в 2011 году внешнеэкономической конъюнктуры, обострившиеся дисбалансы в белорусской экономике, низкий уровень золотовалютных резервов, а также сомнения международных рейтинговых агентств относительно достаточности источников для погашения имеющихся внешнедолговых обязательств поспособствовали тому, что «оценки» пошатнулись. Суверенный кредитный рейтинг Беларуси упал сразу на две ступени — до уровня ниже инвестиционного (В- от «Standard & Poor’s» и В3 от «Moody’s»). При этом рейтинги были помещены в список на пересмотр с негативным прогнозом, означавшим высокую вероятность дальнейшего снижения рейтингов в краткосрочной перспективе.

Впрочем, специалисты отмечают, что ситуация начала налаживаться. В частности, в Минэкономики подчеркивают: в апреле 2012 года благодаря предпринятому комплексу мероприятий по стабилизации ситуации в экономике и денежно-кредитной сфере, улучшению краткосрочных финансовых условий, росту международных резервов, замедлению инфляционных процессов и ослаблению давления на внутренний валютный рынок рейтинги поползли вверх. Так, агентство «S&P» улучшило прогноз по суверенному кредитному рейтингу с негативного до стабильного. «Следует отметить, что пересмотр долгосрочных прогнозов по суверенному кредитному рейтингу международным рейтинговым агентством «S&P» неправомерно называть повышением суверенного кредитного рейтинга Беларуси. Рейтинг как был B-, так и остается на том же уровне. Пересмотр прогноза по рейтингу свидетельствует лишь о том, что дальнейшего снижения рейтинга в долгосрочной перспективе Беларуси можно не опасаться», — пояснили в Минэкономики.

В свою очередь рейтинговое агентство «Moody’s» пока подтверждает негативные прогнозы для белорусской банковской системы. Эксперты агентства полагают, что банки Беларуси по-прежнему подвергаются макроэкономическим рискам, и не разделяют оптимизма правительства касательно улучшившихся экономических показателей. Так, «Moody’s» полагает, что рост белорусского ВВП в текущем году замедлится, а инфляция несколько перекроет прогнозы.

В целях выхода на рынки Юго-Восточной Азии в конце прошлого года Беларусью был подписан контракт на присвоение кредитного рейтинга с одним из крупнейших китайских рейтинговых агентств «Dagong Credit Rating». В результате проделанной работы в феврале стране были присвоены первые кредитные рейтинги (ВВ+ для обязательств в национальной валюте и ВВ- для обязательств в иностранной валюте, прогноз по рейтингам — стабильный). Как поспешили заверить в «Dagong Credit Rating», результаты рейтинга свидетельствуют о «стабильной внутриполитической ситуации в Беларуси, приемлемом уровне долговой нагрузки на экономику, высоком уровне показателей экономического роста, снижении дефицита текущего счета, сбалансированных налогово-бюджетных индикаторах и стабилизации ситуации на валютном рынке». Как отмечает министр финансов Андрей Харковец, результативность китайского рейтинга оценить сложно, эта оценка пока является для Беларуси пробным шаром. «Но для того чтобы мы могли узнать новый взгляд со стороны на белорусский финансовый рынок, это, безусловно, важный шаг. Этот рейтинг важен. Мы надеемся, в следующем году позиции Беларуси в рейтингах улучшатся», — пояснил глава Минфина.

В Минфине подчеркнули, что работа по улучшению суверенных кредитных рейтингов, действительно, становится одной из стратегических задач правительства на 2012 год. В связи с этим будет продолжено осуществление комплекса мероприятий по сопровождению суверенного кредитного рейтинга, а также устранению отмеченных международными рейтинговыми агентствами дисбалансов в белорусской экономике. Речь идет о снижении внешней уязвимости, стабилизации инфляции, росте золотовалютных резервов и сокращении дефицита внешнеторгового сальдо.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter