Настоящая дружба - искусство

Чужая история

Жили–были два друга. Оба — талантливые и хорошие художники. Но один успешный, а другой невезучий и очень добрый. Такой добрый, что даже с бродячим бездомным псом последним чебуреком поделится. Многие очень хорошие и даже гениальные художники живут и жили бедно. Примеры — пожалуйста: Винсент Ван Гог, Амедео Модильяни, Нико Пиросманишвили, Язэп Дроздович. Потом, после смерти, многих признали, книги о них написали, фильмы сняли. Картины и рисунки стоят сегодня миллионы, в музеях висят, на знаменитых аукционах продаются. Коллекционеры за их работами по всему свету рыщут, за любые деньги купить готовы...

Художники, о которых эта история, давно знакомы, почти сорок лет. Дружат, друг к другу в гости ходят, про искусство разговоры разговаривают. Как–то пришел бедный художник домой к успешному. Тот поставил на стол обед, рюмки, бутылку. Сидят, едят, выпивают, разговаривают. Гость напряженный немного, а хозяин рассказывает ему о своей поездке в Европу, о большой выставке, и все подкладывает еду на большую тарелку, рюмку наполняет, хвалится, каталог свой показывает. Занятый своими успехами, даже и не спрашивает, как дела у друга... А тот каталог без особого внимания листает, глянцевыми страницами шелестит. Посидели, покурили. Гость, обычно говорливый, о чем–то своем все время думает, даже отвечает иногда невпопад. Поднялись из–за стола, гость хозяина поблагодарил, к книжному шкафу подошел и попросил альбом с картинами Ван Гога. Сказал, что давно хотел глянуть, да все время забывал. «Возьми, только вернуть не забудь, я его из Цюриха привез», — попросил хозяин.

Гость дорогой альбом в бумагу завернул, в рюкзак аккуратно спрятал и, покинув гостеприимный дом, отправился в мастерскую. Настроение у него было ни к черту. Шел он по улице и думал, как все плохо. За мастерскую срочно платить надо, а даже на сигареты денег нет. Дочке подарок обещал, а купить не за что. «И чего я постеснялся, не попросил денег у друга? Он бы выручил, ведь всегда помогал...» — так он думал, а в пачке только две сигареты оставались.

Пришел в мастерскую, а не работается, настроения совсем нет. Вытащил из рюкзака альбом, решил полистать, надеясь, что великое искусство настроение поднимет, вдохновение вернет...

Через день друзья снова встретились. И тот, который бедный, с сияющей улыбкой стал бывшим одноклассником и однокурсником восхищаться, говорить, какой тот замечательный человек и настоящий друг. И так искренне, так по–настоящему все эти слова звучали, что успешному художнику аж неудобно стало, он даже слегка покраснел.

— Да ладно, Андрей, все нормально... Мы же друзья! И я тебя люблю и уважаю очень! Может, тебе помощь какая–то нужна, может, я что–то для тебя сделать могу хорошее?

— Да что ты, Серега, ты и так для меня столько всего делаешь, что я и не знаю, как тебе благодарен! Ты — настоящий друг и художник очень хороший! — немного сбивчиво от волнения бормотал Андрей, поглаживая Серегино плечо.

И еще через день, придя поужинать, Андрей восхищался Сергеем и его женой и дочкой–красавицей. Так хвалил и так искренне, что, когда ушел, жена с улыбкой, тронув мужа за руку, прошептала: «Везет тебе — такого друга имеешь! Надо ему на Новый год перчатки подарить». Так и порешили — к празднику сделать Андрею подарок.

Утром Сергей ушел в мастерскую и стал работать. Правда, не получилось. Позвонила жена и спросила, куда муж переставил альбом с картинами Винсента Ван Гога. Сергей сказал, что не помнит. Вроде и не брал. Вроде и стоять должен там, где стоял всегда, — в шкафу, на второй полке. Сказал и тут же вспомнил, что дал на прошлой неделе книгу Андрею и даже помог завернуть, чтобы альбом не испачкался в рюкзаке друга. Рассказал жене. Она изменившимся голосом призналась, что именно в той книге хранила деньги.

— Сколько? — только и спросил Сергей.

— Много! — ответила жена и заплетающимся языком назвала приличную сумму.

— Черт! Ну ты и нашла место, где заначку держать! — разозлился Сергей.

— Я их нам на подарки припрятала. Хотела сделать тебе и дочке сюрприз...

Андрей не получил к Новому году кожаные перчатки. А Сергей получил свой альбом. Между страницами лежали деньги. Все. Возвращая книгу, Андрей пробормотал смущенно: «Серега, ты настоящий друг. Ты меня так выручил, так... Ты даже не представляешь».

ladzimir@источник

Советская Белоруссия № 6 (25141).  Среда, 11 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter