Чувствуйте себя как дома!

Иностранные студенты выбирают белорусские вузы за хорошее соотношение цены и качества образования, но плохо переносят холод, перебои с горячей водой и не согласованные с ними подселения и уплотнения в общежитиях.
Студент студенту — брат и сват
Сейчас в Беларуси 6741 иностранный студент, причем 5543 из них обучаются на контрактной основе. Согласно Программе развития национальной системы образования каждый год количество иностранных студентов будет увеличиваться на 20 процентов, и к 2010 году в нашей стране будет учиться примерно 16 тысяч иностранных граждан.
Действительность, впрочем, заметно отстает от программы: в 2006/07 учебном году иностранных студентов в Беларуси стало всего на 5,4 процента больше, чем в 2005-м. Задавшись вопросом, почему зарубежный студент не торопится ехать за белорусским дипломом, тем самым повышая объемы экспорта наших образовательных услуг, Министерство образования изучило опыт работы с иностранцами десяти разных вузов страны. С некоторыми выводами экспертов корреспондента “НГ” и других участников недавней коллегии Министерства образования познакомила заместитель министра образования Татьяна Ковалева. По ее мнению, говорить об экспорте образовательных услуг можно после серьезного маркетингового исследования рынка и создания организационной структуры, которая займется менеджментом.
— В настоящее время к нам приезжают учиться в основном родственники, друзья или знакомые студентов, которые уже побывали в Беларуси.
Реже студентов привлекают фирмы-посредники, обычно созданные бывшими студентами, которые получили в Беларуси вид на жительство, но не утратили связи с родиной. Эти люди знакомы с особенностями получения высшего образования в Беларуси, требованиями и правилами пребывания в стране. К тому же с их помощью вуз решает ряд проблем, которые возникают при въезде в страну иностранца, и таким образом освобождается от необходимости иметь специальную социальную службу сопровождения вновь прибывающих студентов.
Но большинство наших вузов не ориентировано на иностранную аудиторию — не работают с посредниками, не создают английских версий сайта, не выпускают рекламных буклетов.
На пути иностранцев, которые все-таки узнали о высоком качестве белорусского образования и решили приехать именно к нам, еще много преград: длительный процесс согласования документов, получения виз, сложный и затратный порядок регистрации и получения разрешения на временное проживание. В соседних России и Украине эти вопросы решаются намного проще, поэтому уже на первом этапе часть потенциальных студентов меняет свои планы.
Кстати, тех, кто едет к нам не за знаниями, бюрократические проволочки не останавливают. В 2005 году иностранным гражданам было выдано около 3 тысяч приглашений на обучение и въездных виз. Но за студенческим билетом пришел только каждый второй из этих людей. Часть была задержана пограничниками при попытке выехать в Западную Европу, часть — правоохранительными органами Беларуси и других стран.
Я русский бы выучил, но не могу
Второй блок проблем, которые придется решать в ближайшее время, — качество подготовки иностранных студентов.
Поскольку единых требований к организации учебного процесса на подготовительных курсах нет, каждый вуз сегодня учит по-своему. Каждый студент успевает в меру своего усердия и способностей. Китайцам приходится труднее остальных: они за год не успевают выучить русский настолько, чтобы учиться в смешанной группе.
— Выход видится в том, чтобы открывать подготовительные отделения на базе партнерских вузов на родине студентов, — считает Татьяна Ковалева. — В Беларуси действует более 70 межвузовских договоров только с учебными заведениями Китая. В рамках каждого из них может быть реализована технология отбора и подготовки будущих студентов.
Второй способ преодоления языкового барьера предложил министр образования Александр РАДЬКОВ:
— А может, нам, а не иностранным партнерам, поменять язык обучения? Вероятно, многие белорусские абитуриенты захотели бы поступить в группу с английским языком преподавания базовых курсов и оказались бы востребованными по окончании учебы.
Тест на зрелость
Иностранные студенты — тоже вчерашние школьники, порой не слишком прилежные, порой не очень адаптированные к взрослой жизни.
Поэтому в прошлом году из БГЭУ за неуспеваемость был отчислен каждый десятый иностранный студент. Руководство Белорусского государственного медицинского университета даже предложило ввести в приложении к диплому обязательную запись о путешествиях студента по вузам страны. А то, случалось, люди поступали в БГМУ, через год, провалив экзамен, подавали документы в какой-либо региональный медицинский университет, а оканчивали вновь БГМУ.
Дисциплину зарубежных студентов в ближайшем будущем возьмут под жесткий контроль. А вот русскоязычным иностранцам — в первую очередь россиянам — пойдут навстречу. Сейчас им трудно совместить собственные выпускные экзамены с белорусским централизованным тестированием. Сроки ради них сдвигать никто не станет, но организовать выездные испытания в форме централизованного тестирования белорусы готовы.
Иностранцам тяжело привыкнуть не только к дисциплине, но и к нашим бытовым реалиям — общежитиям, в которых холодно, но почему-то запрещено пользоваться обогревателями, плановым отключениям горячего водоснабжения и навязчивому “чувству локтя” соседа по комнате. Поэтому многие приезжие студенты съезжают из общежитий на съемные квартиры. И здесь сталкиваются с новыми трудностями.
— Согласно программе мы должны ежегодно предоставлять иностранцам от 1200 до 2500 новых мест в общежитии, — заметила Татьяна Ковалева. — В одиночку вузы жилищную проблему не решат. Нам надо заимствовать опыт Австралии по государственной поддержке граждан, которые сдают жилье иностранным студентам.

— Один муравей погибнет, сотни — построят муравейник. Одна птица не найдет дорогу на юг, десятки — выстроятся в косяк и преодолеют любые расстояния. Вычислял ли кто-нибудь оптимальное и “критическое” своих и иностранных студентов в стране? — спросил министр образования Александр Радьков.
— К сожалению, пока мы вынуждены решать связанные с экспортом образовательных услуг вопросы на практическом уровне, — согласилась Татьяна Ковалева. — Но планируем в скором будущем заняться научным обеспечением процесса. Пока наша задача — расширять географию, выйти с предложением на рынки новых стран.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter