О коллекционерах белорусского искусства супругах Радаевых

Чтобы стать коллекционером, необязательно быть богатым

Был такой знаменитый коллекционер Георгий Костаки. Ему принадлежит знаковая фраза, что Шагала надо было покупать тогда, когда его картины стоили меньше, чем мешок картошки. Сам Георгий Костаки никогда не был человеком очень богатым, но смог собрать самую значительную коллекцию русского авангарда и икон.

Инна и Александр Радаевы.

Я поговорил с белорусским коллекционером Александром Радаевым. Все собиратели произведений искусства похожи друг на друга, у всех загораются глаза, когда разговор заходит о живописи или графике. Мы встретились у музея Янки Купалы: здесь чаще всего и проходят выставки, на которых наши коллекционеры показывают шедевры из своих собраний. Я собрал цитаты Георгия Костаки и высказывания Александра Радаева. Кто знает, может, пройдет лет сорок — и его коллекция станет такой же знаменитой... Во всяком случае, и это много важнее, работы наших художников будут сохранены и зрители смогут их видеть.

— Коллекционирование и у меня, и у жены — наш общий интерес. Первые работы — холсты Александра Ксендзова — мы купили в мастерской художника. От многих картин, приобретенных позже, по разным причинам избавились. Что–то было взято сгоряча, ошибочно, а вот холсты Ксендзова храним. Через это проходят все коллекционеры... Но потом меня это все так захватило, что стало почти главным. Это моя внутренняя жизнь, отдушина, хобби. Я и в детстве собирал марки, самолетики, машинки. А вот картины — это для души, такое глубокое погружение, своеобразная внутренняя эмиграция, — говорит Александр Радаев.

Николай Дучиц. «Руины Минска». 1943 г.

«Рациональность — главный враг коллекционера. Чем больше раздумываешь, прикидываешь и подсчитываешь, тем хуже результат.

Главное — полагаться надо только на себя самого, решение принимаете только вы! Настоящий коллекционер готов отдать все за работу, которую он хочет получить. Ему легче вытерпеть нужду, чем лишиться желаемой находки. Иногда он может пожертвовать месячной зарплатой, деньгами, отложенными на отпуск, сбережениями на новый дом или машину. От подобных жертв еще никто не умирал» (Георгий Костаки).

Радаев: «Если картина вписывается в тему моей коллекции, то художник может быть даже второго и третьего ряда, но я все равно ее обязательно возьму. Лет десять назад я ездил в Литву и целенаправленно ходил по антикварным магазинам. Спрашивал Мстислава Добужинского и Фердинанда Рущица. На меня смотрели со странной улыбкой. Сегодня я ее понимаю. Но в одном книжном магазине на мой наивный вопрос прозвучал положительный ответ от старого букиниста. Он принес из своих закромов книгу, в которой между страницами хранился маленький эскиз Добужинского правой части занавеса к спектаклю «Гамлет» для театра в Каунасе... Я спросил цену, он назвал. Таких денег у меня с собой не было... Но через некоторое время я вернулся в тот букинистический магазин. Старый продавец меня подзабыл, а потому все повторилось. В придачу я приобрел и визитку Мстислава Валерьяновича Добужинского. Вот по таким работам и определяется статус коллекции».

Евгений Красовский. «Флоренция». 1961 г.

«Коллекционер не должен торговаться. Всегда лучше переплатить, чем выторговать себе скидку или уменьшить цену. Это золотое правило проверено временем и всем моим опытом. Если слишком настойчиво торговаться, вам, конечно, дадут скидку. Но у вас сложится репутация жадного и расчетливого дилера. Так выторгованные деньги будут работать против вас».

Радаев: «Если бы мне сказали, что где–то по приемлемой цене продается Бялыницкий–Бируля или Жуковский, то я помчался бы и ночью. Этих имен в моей коллекции пока нет. Кстати, Жуковского и Рущица здесь не купить, а на польских аукционах можно.

Я иногда спрашиваю сам себя, а зачем мы это собираем? Ответить можно так: «Иногда процесс интереснее результата!» Идеальная коллекция для меня — это когда раскрывается определенная тема. Тут даже не в количестве работ дело. Мы собираем белорусских художников второй половины двадцатого века. Удается что–то приобрести — радуемся, на стену вешаем и любуемся. В какой–то момент мы с женой перешли от всеядности, от приобретения всего, что нравилось, к собиранию «старичков». Так стала выкристаллизовываться тема коллекции — «великие белорусские старики».

Валериана Жолток. «Левкои». 1964 г.

«Одно из самых важных правил для коллекционера состоит в том, что он в обязательном порядке должен определить себе лимит — провести линию, у которой нужно остановиться в своей собирательской страсти. У любой коллекции должны быть границы, от каких–то вещей приходится освобождаться».

Радаев:  «Жена более эмоциональный коллекционер. Если ей что–то очень нравится, то она загорается, а я смотрю автора, время, когда работа сделана. Когда я знаю, что произведения этого художника найти сегодня достаточно сложно, то могу купить его даже маленький этюд. Жить с коллекционирования нельзя. А сегодня вообще рынок просел, и кто купил раньше что–то стоящее, сегодня продать, даже по той цене, иногда не может. Но, с другой стороны, это отличное время для тех, кто хочет пополнить свои собрания или начать что–то коллекционировать. Бывает, что и сегодня всплывают холсты, попавшие в сельские клубы и библиотеки еще в советские времена. Они были распределены туда еще Союзом художников СССР, но это уже редкость. Они могут быть давным–давно списаны. Могут быть сильно повреждены и требуют реставрации. Мне посчастливилось в номере провинциальной гостиницы обнаружить прекрасную графику художника Романова, когда–то давно закупленную и чудом сохранившуюся.

Мстислав Добужинский. Эскиз правой части занавеса к спектаклю «Гамлет».  1932 г.

Сегодня найти в Беларуси, например, Шагала нереально! Все уже вымыто. Но я был знаком с человеком, который рассказывал, что еще в 90–х годах за две пары джинсов в Витебске можно было выменять холст Пэна. А Шагала — нет! Хотя совсем недавно в Москве продавался автограф Марка Шагала. В свое время он подписал Екатерине Фурцевой свой каталог. И я знаю, что есть автограф Шагала, подписанный Максиму Танку (с рисунком).

У нас мало кто осознанно собирает живопись. Даже если у человека есть деньги, то он просто, сильно не задумываясь над именами и фамилиями, покупает и заполняет пространство. Берет в лучшем случае то, что нравится».

ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия № 182 (25064). Четверг, 22 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter