Чтобы не отстать, надо вызывать огонь на себя

Передовые  технологии  значительно  увеличивают  срок  службы  дорожных  покрытий  и  мостовых  сооружений

Передовые  технологии  значительно  увеличивают  срок  службы  дорожных  покрытий  и  мостовых  сооружений 

В конце минувшего столетия   в уже суверенной Беларуси побывала делегация бизнесменов из страны, которая несколько десятилетий назад совершила фантастический рывок в научно-технической сфере. После знакомства с синеокой один из представителей Японии заявил, что наше государство при должной постановке дела может особенно преуспевать за счет транзита! 

И действительно, географическое положение предопределило Беларуси роль транзитной державы. Автомагистрали — важнейшая и опорная составляющая ее экономики. И поступательное развитие общества по всем направлениям всецело зависит от состояния дорожной сети, его национального достояния. Что нужно предпринимать, чтобы уровень наших магистралей соответствовал самым притязательным мировым требованиям? Этот вопрос и стал краеугольным в работе республиканского семинара «Современные технологии и материалы в дорожном хозяйстве». 

Участие в нем приняли руководители отрасли и подведомственных организаций, представители власти и смежных областей. Второй год  идет планомерная реализация комплексной программы «Дороги Беларуси на 2006—2015 гг.». Одна из основных задач ее — повышение качества дорожно-строительных работ за счет внедрения достижений научно-технического прогресса и развития отраслевой индустрии. Определены параметры улучшения транспортно-эксплуатационного состояния трасс и мостовых сооружений по несущей способности международных транспортных коридоров до 11,5 тонны на одиночную ось, мостов и путепроводов по классу грузоподъемности А 14, ровности республиканских магистралей по международному стандарту IRI до 3,6 м/км, обеспечения устойчивыми транспортными связями всех сельских населенных пунктов. Причем результаты должны достигаться при значительном снижении потребления энергоресурсов и материальных затрат. 

Участники семинара проехали по маршруту Минск — Береза — Минск по двум знаковым магистралям страны. Одна из предложенных к осмотру трасс — М2 Минск — национальный аэропорт Минск — визитная карточка страны. Ведь ее первой пересекают наши «воздушные» гости. Сейчас эта небольшая по километражу дорога находится в стадии крупного ремонта. На отдельных ее участках внедряется ноу-хау. Одной из новинок для всей отрасли стал путепровод, который возводится монолитным образом, а первенцем же стал монолитный пешеходный пролет, принятый в эксплуатацию в прошлом году. Как заявил корреспонденту «Р» генеральный директор «Белавтодора», заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолий Лытин, за этой передовой технологией строительства данных сооружений большое будущее: минимум вдвое увеличивается срок их службы. А в перспективе планируется применение монолитных мостовых конструкций на всех международных транспортных коридорах для перевода сооружений в класс нагрузки А14. Однако переход на новые технологии мостостроения потребует серьезного дооснащения специализированных предприятий современным оборудованием и техникой.  

Участникам семинара продемонстрировали и новое фрезерно-шлифовальное оборудование, а также применение битумно-полимерной ленты при укладке асфальтобетона. Фреза, закупленная по тендеру в Германии,   позволяет обеспечивать необходимые параметры ровности дорожного покрытия. Производительность ее в четыре раза выше, нежели фрезы с обычным шлифовальным барабаном. А использование битумно-полимерной ленты при сопряжении смежных полос дорожного покрытия, при ранее уложенной и уже остывшей, позволяет предотвратить преждевременное разрушение в зоне стыков. Производится она в Беларуси, а эффект ее применения более чем вдвое выше, нежели работа по старой технологии (1,7 миллиона рублей против 3,7 — на 1 километр дороги). К слову, на недавней строительной выставке в Минске отечественные дорожники были удостоены двух дипломов. 

Наибольший «экскурс» в будущее отрасли, которое уже становится настоящим, состоялся на главной магистрали страны М-1/Е30 Брест — Минск — граница Российской Федерации. Она является одним из двух участков трансъевропейских транспортных коридоров, пересекающих территорию Беларуси. В свое время он был определен Европейским союзом в качестве высшего приоритета по значимости проходящих по нему торговых потоков между Востоком и Западом. Масштабная модернизация этой трассы началась еще в 1994 году и проводилась за счет средств Европейского банка реконструкции и развития, а также из бюджета страны. В последующие годы продолжилась реконструкция отдельных участков, что способствовало росту транзита. К примеру, его интенсивность в 2006 году по сравнению с 2005-м возросла на 11 процентов, в том числе платного — на 9 процентов. В целом в прошлом году по этой трассе прошло почти 2, 2 миллиона транзитных автомобилей. 

В текущем году М-1/Е30 воспользовались даже военные самолеты! Для учебных полетов — приземления, дозаправки и взлета. И как отметили летчики, все получилось лучше, чем на военных аэродромах, потому что их покрытие уступает дорожному. Самых лестных эпитетов М-1/Е30 удостоилась и от нашего министра обороны Леонида Мальцева, инспектировавшего эти учения. Однако в настоящее время срок службы ряда участков этой магистрали достиг 7—10 лет, к тому же в последнее время, как отмечалось выше, заметно возросли и требования к международным коридорам. Все это вынудило отечественных дорожников приступить к масштабным работам на М-1/Е30. На ее комплексный ремонт «Беларусбанком» выделен отрасли кредит в размере 435 миллиардов рублей. В общей сложности текущий и капитальный ремонт будет осуществлен на 975 километрах трассы (применительно к одной полосе), в том числе на 421 — в 2007 году, 554 — в 2008-м. Освоение этих средств до конца следующего года позволит обеспечить еще более комфортный и безопасный проезд по главной магистрали Беларуси.       

…Работа кипит сразу на нескольких участках М-1/Е 30. Но наиболее основательная остановка делегации республиканского семинара пришлась на район Ивацевичей, где подрядчик — дорожно-строительный трест № 5. Именно эта организация теперь производит устройство тонкого защитного покрытия с использованием асфальтобетонной смеси на модифицированном битуме по аналогии с французской технологией «Novachip» (на снимке). Она применяется в Беларуси впервые, для чего специально закуплен комплекс специализированной техники. В этом году подобным способом будет отремонтировано около 50 километров дороги. Преимущества «Novachip» технологии в том, что она позволяет проводить укладку покрытия толщиной 10—30 миллиметров, слой быстро уплотняется катками, и через несколько часов движение по новому полотну уже может быть открыто. Срок службы его увеличивается в два раза, ощутимо улучшаются и качественные характеристики, к тому же сверхтонкий слой — значительно меньшие ресурсо- и энергозатраты. 

Однако, как оказалось, для более активного внедрения передовой технологии «Novаchip» необходимо до мелочей отрегулировать весь процесс производства, начиная с выпуска на заводах в необходимых объемах асфальтобетона, его доставки и укладки. И в этой цепочке пока еще имеются некоторые  шероховатости. До сих пор для всей Беларуси остается злободневным и вопрос качества битума. Для ее климатических особенностей (от 150 до 200 переходов за год через нулевую отметку градусника) — эта проблема особенно актуальна. Потому что  дорожные предприятия не располагают возможностями по выпуску  битума. А на наших нефтеперерабатывающих заводах исходное качество этого материала, первоосновы прочности и долговечности дорожного покрытия, оставляет желать лучшего…    

Одно очевидно уже сейчас. Какие бы сложности, в том числе и финансовые, ни встречались в отрасли при применении этих и других передовых технологий и материалов, за ними — будущее. 

На обсуждении итогов республиканского семинара глава «Белавтодора» Анатолий Лытин отметил, что надо отдать должное руководителям подведомственных структур, которые пока вызывают огонь на себя. Ведь благодаря им пользователи магистралей уже совсем скоро смогут ощутить преимущества современных технологий, а дорожное хозяйство поднимется на новую ступень своего развития. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter