Выиграет ли БГК имени Мешкова гандбольную Лигу чемпионов?

Чтобы мяч не отбился от рук

Про Брест сегодня многие шутят: в этом городе можно провести Олимпийские игры — условия позволяют! И действительно, есть прекрасный водный центр, гребной канал, ледовый дворец, футбольный стадион... Но с недавних пор Брест живет гандболом. Дворец спорта “Виктория”, который вырос в микрорайоне Восток десять лет назад благодаря как раз таки гандболу и клубу БГК имени Мешкова, в частности, стал центром притяжения для всех спортивных болельщиков города. А недавний матч плей-офф Лиги чемпионов против датского “Скьерна” впервые в истории клуба собрал на трибунах аншлаг — яблоку негде было упасть. И это только начало. 


Александр Мешков: все будет хорошо!
Фото Оксаны КАНАШИЩ


Бресту, конечно, повезло. Как повезло, наверное, и всему белорусскому гандболу. Впрочем, вам любой скажет, что везение — понятие относительное, четкой физической единицы измерения не имеющее. Повезло, что родился, трудился и продолжает пестовать таланты на славу белорусского гандбола Спартак Миронович. Его, к слову, несколько лет назад звали на должность главного тренера в Брест, но Спартак Петрович отказался, как много раз отказывался от других очень денежных и престижных приглашений из-за границы. Мэтр — патриот одного клуба, и этот клуб — минский СКА. Повезло, что Белорусскую федерацию гандбола однажды возглавил Владимир Коноплев, с решительных действий которого и начался подъем в гору совсем захиревшего было ручного мяча. Повезло и с тем, что однажды очень давно (в середине прошлого века) основал в Брестском пединституте гандбольную команду и возился с ней на протяжении всей своей жизни Анатолий Мешков. Его сыновья Александр и Сергей после смерти родителя решили воздать должное его делам и создали в честь него гандбольный клуб, который сегодня гремит не только на всю страну, но и Европу. А своей главной целью на ближайшие пять лет ставит ни много ни мало: завоевание главного трофея самого престижного турнира мира — Лиги чемпионов.

У Александра Мешкова, который сегодня является главным попечителем клуба (называя вещи своими именами, следует сказать проще — хозяином), очень интересная биография. Он сам начинал с гандбола, играл в воротах и имел перспективы, но с подачи родителей выбрал стезю не спортивную, а военную. С отличием окончил военно-техническое училище связи КГБ в Орле, куда и попасть-то было делом совсем непростым. По окончании учебы молодой офицер одиннадцать лет служил в группе спецназначения “Вымпел”. Для тех, кто не знаком с этим элитным подразделением, расшифруем: основное назначение группы — разведывательные действия в глубоком тылу противника, агентурная работа, диверсии на стратегических объектах, захват судов и подводных лодок, борьба с террористическими организациями и так далее. Кандидатам предъявлялись сверхвысокие требования по здоровью, требовалось владеть как минимум одним иностранным языком, иметь отличную физическую и психологическую подготовку. Вот такую школу прошел Александр Мешков, который сегодня является заместителем руководителя аппарата ПАО “Газпром”, советником председателя правления компании Алексея Миллера.


Так болеют в Бресте.

Российские журналисты, которые все чаще стали наведываться в Брест на матчи БГК имени Мешкова, смотрят на нас с нескрываемой завистью: атмосфера на матчах в “Виктории” просто сумасшедшая, клуб растет и движется вперед семимильными шагами, в то время как клубы России откровенно прозябают. Но если кто-то всерьез думает о том, чтобы переманить у Бреста нашего Мешкова, то занятие это совершенно пустое — в БГК Александр Анатольевич вкладывает не деньги, а душу. Над командой витает незримый дух его отца, а в роли управляющей делами клуба пребывает Аделаида Мешкова, или, как ее уважительно называют в кулуарах, Королева-мать.

БГК имени Мешкова — уникальный проект. Думаю, в мире вряд ли найдешь что-то похожее, и уверен, что сам Мешков, затевая свой гандбольный брестский проект в 2003 году, не загадывал так далеко. Не думал, что когда-нибудь его амбиции выведут БГК на столь серьезную орбиту. Впрочем, настоящий прорыв в мир большого и по-настоящему профессионального спорта БГК имени Мешкова совершил совсем недавно. Возможно, только в нынешнем году.     

В Бресте гандболистам всегда платили хорошо. Шикарно платят и сейчас — на зависть и футболистам, и хоккеистам. И во все годы существования команды игроки сюда ехали охотно. Сперва просто для того, чтобы “зашибить рупь”, как говорится. А потом и за комфортом — из уст в уста по Европе разлеталась информация, что в Восточной Европе появился клуб, где не только исправно платят, но при этом не обманывают, где выстроена инфраструктура, где профессиональный подход к делу, где атмосфера большой семьи. Однако при всем при этом еще каких-нибудь лет пять назад Брест в гандбольной Европе считали задворками и по-настоящему большую звезду сюда было не заманить никакими коврижками. Теперь пришли времена, когда появление в составе БГК имени Мешкова Лазарова, Карабатича или Хансена не видится чем-то космически нереальным. Как и план завоевания кубка чемпионов не кажется утопией.


Павел Атьман: на пути к победе.

Аншлаг на матче БГК имени Мешкова — “Скьерн”, который случился в минувшую субботу, олицетворяет собой крутой менеджерский прорыв, который добавил последнюю черту клубу, окончательно приравняв его к числу грандов европейского гандбола. Антураж на матчах БГК нынче такой, как некогда был на “Минск-Арене” во время самых удачных игр минского “Динамо” в КХЛ. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что в Бресте сегодня работает та же менеджерская команда под руководством Лидии Семеновой и по той же схеме, что использовалась в Минске. Это, к слову, показательный пример для всех других наших клубов, которые жалуются на то, что болельщики не хотят ходить на матчи. Было бы желание — пойдут.  

В Бресте наполнили чашу арены не праздными зеваками, а болельщиками с горящими глазами меньше чем за год. Причем раньше на гандбол люди не хотели ходить даже бесплатно, а сегодня платят деньги, стоят в очереди и всей ареной поют забористый гимн клуба. Им подают зрелище. И они его поглощают взахлеб. Арена перестала быть пустынной, здесь создали своеобразный музей достижений прошлого, будущего и настоящего. Все в клубных цветах, везде фотографии героев. Год назад найти хоть какой-нибудь сувенир БГК имени Мешкова представлялось делом совершенно невозможным — их просто не существовало в природе. Сегодня магазин фирменной атрибутики команды наполнен под завязку: от кружек, ручек и брелоков до бодиков для новорожденных, клубных маек, кепок, шарфов, рюкзаков. И в магазине — очереди. Брест постепенно окрашивается в красно-синие цвета команды. И это теперь заметно не только во время матчей в “Виктории”, но и на улицах города, сплошь увешанных билбордами. Перед матчем в холле дворца торгуют пивом. А на матч со “Скьерном” в Данию команда отправилась не на автобусе, как это было раньше, а чартерным рейсом. И это тоже лучше всяких слов говорит о том, что БГК имени Мешкова вышел на новый уровень своего развития.

Выручка от продажи билетов на матч БГК — “Скьерн” превысила выручку от всех матчей брестского клуба в Лиге чемпионов прошлого сезона. Это факт. Александр Мешков несколько лет назад стал требовать, чтобы клуб зарабатывал сам, привлекал партнеров, а не просто использовал спонсорские деньги. И сегодня все основные бренды Бреста, известные далеко за пределами Беларуси, в числе партнеров и друзей клуба. Скоро, наверное, начнут выстраиваться в очередь, потому что быть с БГК стало модным трендом. Попытки “вывести” капитал Александра Мешкова из гандбола, перенаправить его на брестский футбол или хоккей и благополучно “проесть”, предпринимались не раз, но лишь теми наивными душами, кто не удосуживался узнать биографию Александра Мешкова и всю подноготную его изначальных посылов в создании гандбольного клуба.

Это не бизнес. И не спортивный проект как таковой. Это своеобразный мемориал памяти. И у меня нет никаких сомнений, что БГК под патронажем Александра Мешкова станет сильнейшим клубом Европы, повторив успех минского СКА эпохи 1980-х, победить который когда-то так мечтал его отец Анатолий Мешков, будучи тренером скромного брестского “Пединститута”
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter