Что такое «маляванкі» и «макаткі»?

ТЕПЛО домашнего очага, отзвуки бабушкиных сказок, треск дров в печке, мурлыканье кота. Такие ассоциации возникают, когда попадаешь на выставку произведений народных мастеров этого региона. Белорусские расписные ковры, «маляванкі» на стекле, расписные «макаткі» — небольшие салфетки, которые украшали красный угол деревенской хаты. Все это — работы белорусских мастеров первой половины ХХ века.

Выставка атрибутов деревенского быта «Из Вилейки с любовью…» открылась в Гомеле

ТЕПЛО домашнего очага, отзвуки бабушкиных сказок, треск дров в печке, мурлыканье кота. Такие ассоциации возникают, когда попадаешь на выставку произведений народных мастеров этого региона. Белорусские расписные ковры, «маляванкі» на стекле, расписные «макаткі» — небольшие салфетки, которые украшали красный угол деревенской хаты. Все это — работы белорусских мастеров первой половины ХХ века.

— Для посетителей такая выставка — уникальная возможность познакомиться с искренней, самобытной, в чем-то наивной культурой, — пояснила «БН» главный хранитель фондов Вилейского краеведческого музея Елена Стреж. — Выставка уже побывала в Могилеве, Минске, также мы делали экспозицию у нас, в Вилейке. Сейчас произведения искусства приехали в Гомель в картинную галерею Г. Х. Ващенко.

Коллекция «маляванак» стала создаваться в Вилейке 30 лет назад. Сейчас в фондах краеведческого музея хранятся работы и неизвестных авторов, и мастеров, чьи имена стали достоянием инситного искусства Вилейщины. Традиция создания рисованных ковров в Беларуси дала таких всемирно известных художников, как Алена Киш и Язэп Дроздович. Кроме того, многие современные профессиональные художники сейчас пытаются восстановить этот вид искусства. В основе рисунка — простые сюжеты, которые часто наносились через трафарет. В них нет ни перспективы, ни авторской задумки, однако именно поэтому они и ценны.

— Инситное искусство, как звезда, — вспыхнуло и погасло. На пике популярности оно было после войны. Тогда у людей возникла потребность чем-то украсить свою жизнь, — рассказала Елена Валентиновна. — Как правило, расписные ковры и рисунки на стекле делали те, кто не мог по-другому заработать себе на жизнь. Люди ходили по хатам и за копейки расписывали ковры. Так и зарабатывали себе на хлеб. Эти работы показывают большой пласт белорусской культуры, то, чем жили и что любили простые сельчане того времени.

Татьяна БИЗЮК, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter