Аренда водоемов: за и против

Что отражается в пруду

Жители деревни Старое Село Ушачского района прислали в «СБ» тревожное письмо. Они беспокоились из–за того, что на пруду возле их населенного пункта появился арендатор: «Перегородил пруд, который наши отцы и деды своими руками соорудили, сетями и начал подчистую карася, карпа, окуня и щуку выгребать. Теперь на удочку ничего не поймаешь! Помогите от него избавиться...»

Письмо было отправлено на реагирование. Через месяц комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома проинформировал редакцию, что арендатор в Старом Селе сам подал заявление на расторжение договора. Просьба райсоветом удовлетворена. Казалось, конфликт исчерпан. Однако вопросы аренды водоемов остаются, и корреспондент «СБ» отправился в Ушачский район, чтобы на месте в них разобраться.


До Старого Села от райцентра километров 20. В деревне более сотни жителей. Размещавшийся когда–то там колхоз Дубровского закрылся. Здание его столовой сейчас используется наполовину. Там — магазин райпо. Закрывшаяся школа зарастает травой и кустарником. А вот пруд глаз радует. Так и хочется зайти на мостки, забросить удочку! Мостки, утверждает местная пенсионерка Анна Борисенко, единственное, что сделал арендатор на пруду:

— До нас слухи дошли, что в другие озера, которыми он занимался, рыбу он не запускал, а лишь вылавливал бесконтрольно. Неспроста ему там вагончик сожгли и лодки распилили!

Дмитрий Шпак, трудившийся когда–то в колхозе Дубровского механизатором, рассказал, что одним из тех, кто рукотворный пруд в 60 — 70–е годы создавал, был его отец:

— Здесь болото располагалось, ключи били. А местные жители дамбу насыпали, плиты возили, камни таскали вручную. Дети мальков из других озер приносили. После того как колхоза не стало, клуб и ФАП закрылись, рыбалка для нас — единственное занятие. Раньше здесь местный арендатор был. Он рыбу запустил. Всем хватало. А этот приехал и рыбаков с удочками с милицией гонять стал. Естественно, люди возмутились.

У деревенского магазина собрались еще с десяток человек. Их мнение таково:

— Без помощников со стороны справимся. Если району взносы за аренду нужны, соберем. Лишь бы арендаторов, больше на браконьеров похожих, здесь не было.

Пенсионеры Анна Борисенко и Дмитрий Шпак объясняют главному специалисту Ушачской райинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Нине Крахотка, почему они против арендатора. 

Деньги за аренду пруда действительно небольшие — 150 рублей в год. Петр Герасименок, руководитель ушачского частного торгового предприятия «ТехноКрас», арендатор, против которого Старое Село ополчилось, за месяц пользования заплатил 20:

— Во время собрания в деревне мне слова не дали сказать. Не нужен нам арендатор! И все! Да, чтобы водоем узнать, я ставил там сети 3 раза. Но местных рыбаков не прогонял. Пруд чистить нужно, чтобы рыба не задыхалась. Пристань сделать надо, беседки. 

С 2009–го озера Селищанское, Матырино и Солонец он зарыбил карасем и карпом — выпустил в них около 600 килограммов рыбы. Герасименок, с которым мы приехали на недавно числившееся за ним озеро Солонец, показал покосившуюся беседку, сожженный вагончик, кучу мусора:

— Кому плохо от того, что мы рыбу коптили, продавали? В том числе в Ушачах. Вы спрашиваете, что можно заработать на аренде озера? Не считал! Но головная боль вам точно обеспечена.

Напоследок мне почему–то вспомнилась еще одна претензия, высказанная жителями Старого Села. Мол, пруд мы сами создавали, зарыбливали, дамбу в рабочем состоянии поддерживаем. Так почему бы с нами не посоветоваться, прежде чем сдавать его в аренду? С юридической точки зрения это, конечно, — нонсенс. Но житейская логика, пожалуй, здесь есть.

Кстати

Промышленная квота добычи рыбы на 4 арендуемых озерах Ушачского района — около 300 центнеров в год. Плюс любительская — 140.

Компетентно

Владимир Авдошко, председатель Ушачского райисполкома:

— В районе 178 озер, но в аренде из них только — 4. И желающие заняться остальными в очереди не стоят. Ни пляжей благоустроенных, ни рыбы на прилавках! Озера, уверен, по максимуму нужно в аренду сдавать, чтоб они под контролем были. А в Старом Селе не с того начали. Арендатору нужно было с людьми поговорить сначала, а не полоскать пруд сетями. Природоохрана тоже недоработала. Могли хозяина заиметь, а теперь самим на водоеме за порядком придется следить.

golesnik@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter