Что необходимо для защиты государства

В ряде регионов идет комплексная проверка сил территориальной обороны. Почему этой сфере придается огромное значение?

­­
Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко:

— В вопросах развития территориальной обороны мы сделали немало: как военные мне докладывают, усовершенствованы способы выполнения задач, обеспечена согласованность действий различных силовых структур, повышена оперативность, устойчивость системы управления территориальной обороны. Проводится целенаправленная подготовка должностных лиц — от губернаторов до командиров рот и рядовых бойцов территориальных войск.

На встрече по вопросам территориальной обороны в Шкловском райисполкоме, 16 июня 2021 года.

Боевые задачи

В современных войнах территориальная оборона играет большую роль. Это настолько многогранная и многозадачная структура, что слово «оборона» здесь используется как очень емкое, но всей сути не раскрывающее. Опыт последних конфликтов в мире уже многократно показал, что там, где эффективно действует тероборона, меньше всего опасных сюрпризов, выше устойчивость государственных систем в условиях критического напряжения.  
И что самое важное в сложной обстановке — отсутствие паники. Да так и можно сказать, что тероборона и народное ополчение — это средство от паники.
Защита дорог и мостов, блокпосты, контрольные и фильтрационные мероприятия, конвой грузов, охрана особо важных объектов и тыловых участков, оборудование резервных и запасных районов, обеспечение безопасности госпиталей и школ, выявление угроз, контрдиверсионные мероприятия, укрепление границы. Этому списку задач не видно конца. Но решение самых необходимых надо отрабатывать заранее. В особый период начинать с нуля не получится. Перечисленное выше в первую очередь относится к собственным тыловым районам, но нельзя исключать задач и боевых потребностей в условиях временно оккупированных врагом территорий. Партизанские методики по эффективности были в последней мировой войне сравнимы с фронтовыми. Поэтому действия в тылу врага должны его надежно сковывать и истощать. А это смогут сделать только подготовленные спецы, включая подразделения теробороны.

Патриотическая закалка

Война (если, не дай бог, вновь придет на нашу землю) не даст возможности на раскачку. Поэтому проверке готовности сил территориальной обороны ­­Президентом и Генштабом Вооруженных Сил уделяется сегодня серьезнейшее внимание. Это плановые и внезапные мероприятия. Важно выявлять проблемы и недочеты на упреждающих стадиях и принимать все меры по их устранению. И здесь речь еще идет и о предвидении. Моделируя учебную обстановку, мы как бы заглядываем в будущее, а значит, получаем возможность его изменить.  
Поэтому, тренируясь воевать, мы получаем знания, как войны не допустить. Таким образом, снимается пелена ложных воинствующих иллюзий шапкозакидательства. Говоря лаконично, учения — это профилактика войны.
Основной состав территориальных сил сформирован из лиц с опытом службы и даже боевым. Тем не менее это не снимает требований по повышению уровня подготовленности этих войск. От опыта, который получают сегодня на тренировках и учениях бойцы, зависит живучесть и эффективность подразделений в будущем. Речь идет об умении не только применять оружие, но и организовывать, обеспечивать бой. Акцент и на функционировании тыловых рубежей, инженерной подготовке, защите от оружия массового поражения, локализации чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. Это обширный пакет военной науки, боевого потенциала и даже патриотической закалки.


Вместе с подразделениями учатся и те, кто ими будет командовать, те, кому они будут подчинены. Чтобы командование и начальники сами знали, понимали и умели грамотно использовать имеющиеся и приданные силы. Местные органы власти переходят в режим чрезвычайных решений и не перестают функционировать. Ведь жизнь продолжается даже во время войны.
Поэтому специальные знания расширяют спектр управленческих решений, которые позволят сохранить контроль над ситуацией в любом развитии событий и обеспечить жизненно важный функционал власти.
Всегда теперь параллельно с теробороной отрабатываются вопросы народного ополчения. Это первичный вариант самоорганизации на местах для поддержания порядка и безопасности. Применение этих форм при взаимодействии с военным руководством обеспечивает локальный и сетевой контроль над обстановкой. А для этого также необходимы специальные знания и подготовка. Здесь уместна аналогия с народными дружинами, только применительно к военному времени: помощь населению в районах, селах, больших жилых комплексах. Например, нужно направлять граждан в укрытия, следить за ситуацией в бомбоубежищах. А еще — снабжение предметами и продуктами первой необходимости, медикаментами, средствами защиты, привлечение населения на фортификационные и инженерные работы.

Надежный щит

В случае вовлечения Беларуси в военный конфликт или иностранного вторжения наш театр военных действий будет намного сложнее степных вариантов украинского или ближневосточных аналогов. Сочетание лесов, болот и водных объектов, насыщенная инфраструктура и развитая магистральная, железнодорожная и авиационная сеть, промзоны и предприятия. Это чисто европейский плацдарм, только в Беларуси с особенным партизанским акцентом. История учит, что в военное время партизанскими методами может пользоваться и противник. Поэтому сегодня надо делать так, чтобы ньюбандеровцы или другие зарубежные заготовки нацистских хоругвей в стиле лесных братьев понимали, что шансов хозяйничать на нашей земле у них нет и не будет. Все населенные пункты, по сути, в критический момент превратятся в военные гарнизоны и никогда не станут легкой добычей для наемников и бандитов. Поэтому армия, территориальная оборона и народное ополчение — многослойный щит нашего государства. Это хорошо спланированный ответ на угрозу, коей всегда являлась и является война сама по себе.
Сохранить дееспособную власть в военное время очень важно. Безвластие, паника и хаос — оружие врага. Вовремя купировать эти негативные проявления, не допустить их — уже означает победу над ним. Маленькие и большие успехи нужны будут каждый день. В таком случае страна будет непобедимой.

Невозможно покорить народ, обладающий верой в себя и уверенный в своих силах и возможностях. Весь расчет врага в тылу строится на подрыве стабильности, дезорганизации, подмене власти на вымышленные внешние формы управления. А еще — на страхе и разочаровании. Эта ржавчина нацелена на разрушение страны изнутри. Поэтому тероборона и народное ополчение — эффективное средство от внутренней коррозии государства, общества и личности. Иначе чем еще можно объяснить тревоги закордонных стратегов и их марионеток по поводу белорусских мер по повышению обороноспособности?


Александр ТИЩЕНКО, эксперт по национальной безопасности.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter