В глубине своей удивительно похожи все, кто привык от государства только требовать.

Что наверху, то и внизу

Недожурналисты-эмигранты через раз напоминают мне золотых рыбок: после одного круга по своему аквариуму у них все, как впервые. Даже бывает завидно.

«Белорусскоязычного айтишника из EPAM за донаты осудили на драконовский срок!» – почему-то возмущаются они. Сами написав 4 (прописью - четыре) основания для получения срока – вот он и выходит «драконовским»! Путем простого сложения.

Сегодня поговорим о том, где они, такие, ухитряются получать образование. А в ЕГУ! В университете, который со дня своего убёга на Запад не вылазит из скандалов: то коррупция, то преподо-змагарские бунты против бездушного западного менеджмента, то харассмент… до учебы ли тут? Об образовании и речи нету…

О бунтах сказано не для красного словца. Лет 10 назад беглые преподы, полагавшие, что им все должны по одному этому факту, бунтовали против назначенных западными спонсорами ректоров и других манагеров, которые думали, что помимо протестунства надо же еще хоть чем полезным в смысле хотя бы преподавания обладать, помилуй бог!

Тогда же и был выпнут из ЕГУ известный астапеня Андрей Лаврухин («Жизнь продолжается», 17.05.22., https://www.sb.by/articles/zhizn-prodolzhaetsyaa.html) – по сути, за протестунство и профнепригодность. Он нам еще пригодится для примера.

Пока же обратимся к другой проблеме: стоимость обучения. Она немаленькая, однако обычно было так: объявлялась некая сумма, на нее – на полную стоимость - со студентами подписывался контракт. Параллельно в ЕГУ поступали гранты от скандинавов (прибалтов, общеевропейцев, канадцев, англосаксов) – ото всех, кто считает, что это дешево: покупать молодые мозги разноцветными бумажками. Задолженность студента гасилась стипендией, только не забывай на нее регулярно подаваться.

Они и подавались – ежегодно как «рыпрыссированные». Или как «дети политзэков». Или как «потомки ЧСИР», членов семей изменника родины. Или просто как жертвы аборта, например – а что, тоже неплохое обоснование.

Но пришло время – и слетели черные лебеди на виленский старый город. Одновременно сошлись: очередной скандал, на этот раз о многолетнем харассменте в акадэмических, о боже, стенах. Истощение бюджетов на фоне жадно требующей всего и побольше Украины. Усталость всех спонсоров при осознании факта: мятеж в Беларуси продул, не сумев сделать ничего, да очевидно, что и не сумеет.

На все это наложилось и то, что россияне из иноагентов и украинцы из бандеровцев тоже прочухали про образовательную халяву в ЕГУ – и теперь их от такой кормушки не отогнать. Вот и кричат криком белорусские экстремистские медиа, мол, нашим не дают стипендий, им присылают уведомления о немедленной оплате (помните про контракты?), их выбрасывают из теплых ванн прямо на улицу, «не дают консерваторию закончить», в общем.

Даже Лаврухину, целому члену корсовета, отказали в месте – и он считает, что из мести. А университет полагает, что с тех давних пор астапеня так ума (с профессиональными качествами) и не набрался. Даже многие тамошние преподы это видят, они-то врать не будут.

В общем, жуть. У студентов-змагаров и особенно бчбанутых студенток когнитивный диссонанс: жизнь оказалась совсем не такой, какую они сами себе придумали. Договоров со спонсорами им (почему-то) в руки не дают. Суммы, поступившие с Запада, не раскрывают. Платежки не показывают, к документам не подпускают, алё, где наши права? Вообще не спешат перед ними, недорослями, стелиться.

Аргументы типа «а вот у прошлым, у запрошлым» больше не работают. Даже «критерии рыпрыссированности» им не раскрывают – так а где демократия? Где все свободы ни черта не делать, а только стипендии получать, они ж еще недавно были?!

«Меня отчисляют, потому что мне нечем платить. А все мои деньги пошли украинцам и россиянам». «Мне специально выключили почту, чтобы я не успела оплатить, и теперь меня выгоняют, так и не дав положенного гранта доучиться». «У меня муж на Украине, я учусь в двух университетах, стипендии еле хватает на себя и на собаку, а еще я мужу деньги отправляю, езжу к нему…»

Когда доходишь (если вытерпишь) до таких откровений, диву даешься, как же они похожи. Те свиристелки, которым должны всё оплатить, вплоть до мужа и собаки, - и некоторые, к примеру, наши многодетные матери. Которые, точно так же получив от государства всё и даже немножко больше, точно так же были уверены, что им по-прежнему все должны. И будут должны, даже если они пойдут на улицы в поисках перамен.

Верно люди говорят от имени Гермеса Трисмегиста: «То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу». Разлагающее влияние западных ценностей – оно ведь в этом тоже проявляется. В социальном иждивенчестве. В агрессивной требовательности: «дайте, что положено». В крайнем эгоизме и недержимом уже потребительстве: «мне все должны, я этого достойна».

Поэтому смотришь в сторону Вильни с жалостным презрением: ведь даже этот опыт ничему, скорее всего, не научит. Вот ведь беглых и денег, приманив, лишают; и учебу не дают закончить, попросту выкидывая; и мокрыми тряпками вообще из страны гонят, лишая ВНЖ, - а все одно «свет демократии» застит всё. И патриотизм, и любовь к родине, и желание пригодиться, и даже остатки гордости-годнасцi.

И жалко, и одновременно вспоминается народное: «Дурную траву – с поля вон». Народ прав. Уж простите, накипело.

mukovoz@sb.by

https://t.me/nakipelo_by


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter