Как идет подготовка к созданию Министерства антимонопольного регулирования и торговли?

Что март грядущий нам готовит

Месяц остался до появления в стране нового министерства — антимонопольного регулирования и торговли. Или сокращенно МАРТ. Так 8 сентября переименуют Минторг. Кроме нового названия, у ведомства появится ряд новых функций и задач. В их числе — противодействие монополии, содействие развитию честной конкуренции, регулирование и контроль в части цен и тарифов. Процесс подготовки к изменениям, по сути, не выносится на всеобщее обозрение. Идет внутренняя кропотливая работа. Впрочем, некоторые подробности ее прозвучали на недавней коллегии министерства, посвященной итогам работы отрасли в первом полугодии.


Фото m24.ru

Министр Владимир Колтович поспешил заверить: все идет по графику.

В частности, у нового ведомства уже есть структура. Причем штат сотрудников, как в Минторге, так и в Департаменте ценовой политики, региональных управлениях антимонопольной и ценовой политики, пока сохранится. Ранее озвучивалось, что в новой организации будут работать чуть более 220 человек. Контракты с ними заключат на год. Все это время госорган будет работать, что называется, в тестовом режиме. Так что, возможно, осенью следующего года структура МАРТа изменится.

Многое будет зависеть от решений на местах: смогут ли сотрудники и особенно руководители управлений проявить себя в разрешении конфликтных, спорных и сложных вопросов, когда нужно руководствоваться государственными интересами, а не ведомственными? Аморфного органа быть не должно, напомнил слова Президента Владимир Колтович. И предложил провести своеобразную «перезагрузку» с учетом поставленных задач, особенно тем, кто занимался вопросами подписания соглашений о поставках и продажах на внутреннем рынке, распределением квот, госзакупками.

Отдельное внимание — работе торгинспекции, которая соединится с антимонопольными службами. Министр признался: это слияние — его идея. И пояснил: «Я вижу торгинспекцию не просто считающую количество ассортимента на полке. Она должна в союзе с антимонопольными органами давать другой результат. Например, доказать, создаются или нет конкурентные преимущества производителю на полке торговой сети. Кто подсчитал и доказал, является ли нарушением случай, когда сеть дает одному угол, а второму — витрину? Нужно пойти дальше и доказать, что когда с одного просят 8% в качестве бонуса для вхождения на полку, а с другого 60% — нарушение конкуренции и антимонопольного законодательства или нет? Кто этим занимался?» Вопрос риторический. И одновременно болезненный для многих производителей, которые долгое время жалуются на негласные условия, что диктуют сетевики желающим выставляться у них на полках.

Или вот еще задачка для МАРТа. В Минторг поступило письмо от одного из областных производителей молочной продукции. В нем говорится, что предприятие теряет рынки сбыта и доход из-за устных распоряжений чиновников о недопущении в соседние регионы «чужаков». Мол, и своего хватает. С похожей ситуацией, говорят, сталкивались не только молочники. Так что за ассортиментом впредь будут тщательнее следить. Но очевидно: поймать за руку нарушителей довольно непросто. Ведь для начала нужно собрать доказательства, но как?.. «Мы напишем в решении коллегии предложить Минэкономики и Минторгу уже сейчас разработать порядок мониторинга фактов необоснованного ограничения межобластных поставок», — предупредил Владимир Колтович. Он подчеркнул: никакого ущемления прав поставщиков по региональному признаку быть не должно.

К тому же в борьбе между собой можно проглядеть, как на рынок придут товары из России или Казахстана и вытеснят всех. Как ни крути, мы живем в Евразийском экономическом союзе, и то, что к нам пока не повалили массово производители стран-партнеров, да и соседей, — дело времени. Вот свежее доказательство тому, что надо мыслить глобальнее: подними наши производители цены на птицу на 30 копеек — и выгоднее будет российская и украинская курочка. Конкуренция — дело тонкое.

druk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter