Что искали воры в аптеках

Утром 13 апреля 2017 года в аптеку на улице Руссиянова в Минске зашел непримечательный гражданин. Сказал провизору, что ему нужно лекарство, которое находится в закрытой витрине. Попросил рассказать о медпрепарате, попутно позвонил жене и о чем–то тихо с ней совещался. Затем изъявил желание узнать о медикаментах, хранящихся на другом стеллаже. В итоге удалился без покупок, а ничего не подозревающая аптекарь вернулась на рабочее место. Через некоторое время она с ужасом вспомнит разговорчивого клиента. После его ухода из кассы пропало около 1.000 рублей. Как такое произошло? Ведь незнакомец всегда был на виду...


Спустя сутки такое же загадочное исчезновение денег произошло в Могилеве. Затем Брест, Витебск, Бобруйск... В течение месяца то в одном, то другом городе страны происходили кражи из аптек. После преступления в Бресте стала вырисовываться общая картина. Хищения были совершены при схожих обстоятельствах: словно кто–то заранее ловко продумывал сценарий. Вскоре стало ясно, что в Беларуси орудует необычный преступный дуэт — серийные аптечные воры. Но как выйти на след неуловимых хитрецов? Почему они выбирают именно аптеки? И где сделают очередную вылазку? Следователям и милиции предстояло проделать немало работы, чтобы ответить на эти и другие вопросы. Уголовные дела решили объединить в одно. Поскольку первая кража случилась в столице, то расследование велось в Первомайском районном следственном отделе Минска. Непростое дело поручили молодому следователю, который только полгода как окончил Академию МВД, Дмитрию Печерскому (на снимке). Он рассказывает, что помогло вычислить и задержать подозреваемых: «Злоумышленники совершили ошибку, вновь вернувшись в Минск. В аптеке по улице Селицкого их схема дала сбой. Мужчину, крадущегося за прилавком, заметила заведующая аптекой. Она перекрыла выход из помещения. Поняв, что разоблачены, преступники оттолкнули женщину и скрылись. А та сразу же позвонила в милицию». Дальше — дело техники. Оперативно–разыскные мероприятия вскоре позволили выйти на след фигурантов. Разбойники уже планировали ретироваться из Беларуси. Для перемещения по стране они брали в аренду автомобили у людей, которые не знали об их преступной деятельности. Фигуранты понимали, что за то количество преступлений, которое совершили, им грозит серьезное наказание. К тому же их уже заметили — решили не рисковать. Но было поздно. Подозреваемых задержали, когда те возвращали владельцу очередную арендованную машину. Он, мягко говоря, был удивлен.

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА

Однако вся работа для следствия была еще впереди. Дмитрий Печерский говорит, что злоумышленники, специализирующиеся на кражах, не менее хитры и изворотливы, чем мошенники: «Очень скрытные, не идут на контакт, отказываются разговаривать. Их интересует одно — сколько им могут дать и что они могут сделать, чтобы дали меньше. Допросы фигурантов ежедневно занимали около 3 с половиной часов на каждого. Как правило, сложный допрос идет примерно два–три часа. Подозреваемые вели себя крайне осторожно. Если присутствовали явные доказательства их вины в конкретном эпизоде, то рассказывали, как все произошло. Но молчали как партизаны в случаях, когда имелась возможность хоть что–то скрыть. Сотрудничали только тогда, когда чувствовали в этом выгоду. Ни о каком раскаянии и речи идти не могло». Усилий требовали и другие моменты: собрать материалы уголовного дела, проанализировав полученные доказательства и сопоставив факты, предъявить обвинение по всем эпизодам преступной деятельности.

Изначально следствие располагало информацией о совершении только двух эпизодов — в Минске и Бресте. О других фактах М. и Г. умолчали. Впоследствии анализ их телефонных соединений позволил сделать вывод, что они объездили всю страну, побывали в каждом крупном городе. В итоге было установлено 8 фактов преступлений.

Кем же оказались поначалу неуловимые аптечные воры? Это граждане России. Первую кражу совершили спустя всего сутки после того, как их самолет приземлился в Национальном аэропорту «Минск». Свою добычу тратили на продукты питания, аренду жилья, транспорта. Ранее они были судимы на родине. Один из них находился в розыске. Кстати, оба из одного города. Познакомились еще в детстве и росли вместе. На момент расследования у них были жены и дети. Часть похищенных денег они отправляли своим семьям. Почему преступники выбирали столь необычные места для наживы? Следователь говорит, что ставка делалась не только на то, что в аптеках обычно не воруют. Роль играл еще и психологический момент. В таких заведениях всегда готовы помочь людям, обычно не ожидают, что посетители отплатят черной неблагодарностью. И действительно, консультанты без раздумий покидали зону кассы, чтобы подобрать нужные медикаменты.

Мой собеседник рассказывает, как выглядела схема злоумышленников: «Заранее выбирали аптеки, приезжали туда, оценивали пути подхода и отхода. Каждый четко знал свою роль. Выбирали ранние утренние или обеденные часы, когда в помещении не будет посетителей. Так, 30–летний Г. отвлекал провизора разговорами, просил показать то или иное лекарство, уводя от кассы. В этот момент он беседовал по телефону якобы со своей супругой, девушкой или сестрой. На самом деле Г. давал краткие указания незаметно вошедшему напарнику: пригнуться, выйти, зайти. 33–летний М., в свою очередь, оценивая обстановку, мог тоже попросить еще больше отвлечь аптекаря или увести в другую сторону. По слаженности действий можно было сделать вывод, что фигуранты занимались этим не один год». Суммы похищали различные: 400, 900, 1.000 рублей. Зависело от количества денег в кассе. Забирали не все, чтобы пропажа обнаружилась не сразу. Установленный следствием ущерб составил более 6.000 рублей.

Что помогло доказать вину? Тщательно прорабатывался каждый эпизод. Использовали даже такие моменты, как обувь и куртка, которые были на одном из злоумышленников. Например, после хищения в Могилеве во время осмотра предполагаемого участка местности, где стояла машина преступников, на земле обнаружили след от подошвы обуви. Сделали гипсовый слепок, чтобы изъять его. Назначили трасологическую экспертизу, которая позже показала: след возле аптеки оставлен обувью преступника. А вот другой момент. По записи камер видеонаблюдения можно было увидеть, в какой одежде были воры. Позже ее обнаружили у задержанных.

Следствие продолжалось более 3 месяцев. Допрашивались подозреваемые и десятки свидетелей по всей стране, проводились очные ставки и опознания, анализировались заключения экспертиз и вещественные доказательства. В конце июля 2017 года дело было передано прокурору для направления в суд. Во время которого обвиняемые в некоторых моментах вели себя несдержанно: не признавали сумму похищенного или факт грабежа в одном из преступных эпизодов. Это не помогло. Закономерный финал: их приговорили к 5 годам лишения свободы с направлением в исправительную колонию усиленного режима. Имущество, телефоны, деньги и другие предметы фигурантов конфисковали.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter