В Минске завершился третий конкурс социальных проектов Social Weekend

Что делать, когда есть идея?

В Минске завершился Social Weekend, конкурс, где каждый может предложить свою идею и получить грант на ее реализацию
Желание сделать мир лучше у меня появляется каждое утро по пути на работу. Например, уложить новую плитку вдоль городской речки, чтобы не ходить по развалинам, спотыкаясь о камни. Но у меня нет своего маленького бизнеса, чтобы выделить из его кармана несколько тысяч условных единиц на такую благотворительность. Получается, ходи дальше и мечтай? Не совсем. Выход есть. 

На днях в Минске завершился очередной конкурс социальных проектов Social Weekend. А создавался он как раз для того, чтобы любой из нас мог предложить свою идею и получить грант на ее реализацию. В нынешнем конкурсе, третьем по счету, приняли участие более 200 человек – столько заявок пришло со всей Беларуси. Но только 20 из них попали в финал и еще чуть меньше выиграли деньги или иную поддержку от крупных компаний. 

Какие проекты получают гранты, кто эти люди, готовые тратить время и деньги для решения чужих проблем, и что нужно знать тому, кто хочет воплотить свою социальную идею? 

Для идей барьеров нет


Любая социальная инициатива в теории может получить помощь от спонсоров конкурса. Так, победителями в этом месяце стали поисково-спасательный отряд "Ангел" (грант на 1.000 долл.), приют для животных в Речице «Добрый дом» (грант на 1.000 долл.), сайт о Минске Place.by (грант на 1.000 долл.) и еще десяток проектов. С помощью грантов в прошлом году начал свою работу сайт Doctora.by (платформа для быстрого поиска нужных врачей и рекомендаций), а “Велокухня” (бесплатная мастерская в центре Минска) получила оборудование для ремонта велосипедов. А видели ли вы рекламу “Кто обидел котенка?” в минском метро? Это тоже участники Social Weekend.

Кто обидел котенка?

Условие для инициатив только одно: проект должен быть некоммерческим. Поэтому если ваша идея нацелена в первую очередь на получение прибыли (как, например, нашумевшая реклама на велосипедах, придуманная двумя белорусскими студентами в Англии), то вам следует искать конкурсы бизнес-стартапов. Такие в Беларуси тоже проводятся. Social Weekend же предназначен для благотворительных целей. 

Но стоит понимать, что даже социальный проект может быть выгодным. В перспективе или под другим углом зрения. К примеру, в этом месяце одним из победителей стал в том числе проект «Интернет – барьеров нет». Он уже второй раз выигрывает грант, в этот раз – на 2.000 долл. В чем его смысл?

«Вы знали, что в Беларуси 533 тысячи людей с инвалидностью и только около 17% из них трудоустроены? Но интереснее даже другая цифра: половина из неработающих хотели бы работать постоянно. Но они не имеют возможности, а иногда просто не верят, что способны…» – рассказывает мне автор проекта Алексей Августинович.

С помощью интернета он решил обучать практическим навыкам людей с инвалидностью. Учить их зарабатывать, находясь по воле судьбы все время дома: создавать сайты, вести свой бизнес, заниматься рекламой. Но главное даже не это. Главное – показать таким особенным людям, что они не выпали из общества, что они тоже могут получать знания, самореализовываться и искать себя. 

Отличный пример социальной идеи, которая может приносить прибыль ее участникам. Но если вернуться к конкурсу, то за чей счет живет он сам? 

Гранты любят счет


Размеры грантов каждого проекта отличаются и зависят от того, сколько денег попросил сам участник, а также от пересчета жюри. 

«Бывает, часть оборудования мы выдаем бесплатно, – рассказывает Олег Жарковский, руководитель Social Weekend. – Если это разовый проект, для реализации которого нужны ноутбуки или камера, то их не обязательно покупать, можно взять у наших спонсоров. Иногда мы, наоборот, увеличиваем гранты. Если видим, что оборудование стоит дороже, то даем больше, чем просил автор». 

Но аферистам тут ловить нечего: с автором каждого проекта в случае выигрыша заключается договор с подробным описанием того, на что будет потрачен грант. Да и любые попытки обмана пресекаются еще на первом этапе – отбора заявок. Поэтому очень важно правильно описывать финансовую сторону своего проекта: подробно, по делу, но без лишних деталей. Тогда и у жюри будет к вам больше доверия. 

Social Weekend
Так кто же эти люди, которые отдают свои деньги и ресурсы на реализацию чужих идей? В третьем конкурсе Social Weekend победителей выбирали председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин, член сообщества бизнес-ангелов Беларуси Александр Кнырович, председатель правления МОО "Понимание" Андрей Маханько, а также представители «велком» и проектов StartIdea и «МаеСэнс». 

Но значимость самого Social Weekend как явления намного весомее, нежели просто спонсирование. Даже удивительно, что он появился у нас только в прошлом году.

Зачем вам конкурс


Даже если проект ничего не выигрывает, вы как автор все равно получаете и опыт, и связи, и новые идеи. К тому же любая встреча с экспертами или слушателями – это возможность проверить свою идею на прочность и необходимость. Вам кажется, что в вашем городе мало мест для отдыха молодежи? А может, вы просто о них не знаете? Или вы хотите сделать приют для бездомных животных, но это ли нужно на самом деле?

Олег Жарковский
«Если нет новаторской идеи, можно собирать и обобщать старое,  советует Олег Жарковский.  Взять тот же «МаеСэнс». Много благотворительных организаций существовало и раньше, но появилась площадка, которая всех объединяет, и это заработало. Или, к примеру, зоозащитные организации. Их много, все они делают одно и то же, вот только очень разобщенно. Люди почему-то не хотят договариваться и работать вместе, объясняют это разными подходами, концепциями... Но на самом деле все одинаковое, только у этого всего десять начальников. На последнем конкурсе мы даже поставили зоозащитные проекты рядом, чтобы можно было их сравнить. В результате в жюри за них почти никто не голосовал. Дело хорошее, но поддерживать четыре одинаковых проекта, понятно, никто не станет. Почему они не хотят объединиться – большой вопрос». 

Очевидно, что сотрудничество – это путь к успеху не только на подобных конкурсах, а в любой сфере в принципе. Только нам еще многому нужно учиться. Правильно ставить цели, взаимодействовать с людьми, грамотно представлять свои проекты, нарабатывать контакты. И подобные конкурсы здесь становятся как раз хорошим помощником. С одной стороны, они реализуют конкретные проекты, с другой – развивают саму модель сотрудничества. 

Если наша страна и дальше будет двигаться в этом направлении, мы можем даже прийти к развитому социальному бизнесу. Предприниматели и соцработники давно ищут точки соприкосновения, а для многих стран такое взаимодействие уже стало привычным. Обладатель Нобелевской премии мира Мухаммад Юнус и вовсе уверен, что ни государство, ни общественные организации «не будут так эффективны в решении каких-то конкретных задач, как это в состоянии сделать бизнес, созданный с целью самоокупаемости, но не с целью получения прибыли». 

Такой баланс между прибылью и благотворительностью может решить очень много проблем, начиная от разбитой плитки в парке и заканчивая нехваткой чистой питьевой воды на планете. Но в обоих случаях все начинается даже не с идеи, а с желания что-то изменить. С нашего небезразличия к окружающему пространству, к другим людям. 

Есть ли у вас своя идея того, как сделать мир лучше? Если да, то предлагаю вам не прятать ее в ящик, а принять участие в следующем конкурсе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter