Член Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике, сенатор Елена Перминова: Союзный бюджет – не просто «огромный кошелек» с деньгами

Как создается главный финансовый документ и что не дает исполнять его на сто процентов


Строительный инструмент

– Елена Алексеевна, какое значение для поддержки российско-белорусской интеграции имеет единый бюджет Союзного государства?

– Главная роль бюджета любого государства, включая Союзное, – перераспределить валовый внутренний продукт между участниками экономической системы. Причем таким образом, чтобы государство могло выполнить взятые на себя обязательства перед населением, профинансировать бюджетную сферу, стратегические отрасли и проекты, поддержать бизнесменов и промышленников, ВПК, сельское хозяйство и т. п.

Так что бюджет – не просто «огромный кошелек» с деньгами, из которого бери сколько хочешь. Это прежде всего инструмент, с помощью которого государство влияет на социально-экономическое развитие.

Это в полной мере относится и к главному финансовому документу Союзного государства. С его помощью формируются и исполняются экономические и социальные задачи, стоящие перед органами исполнительной власти. В нем четко прописано, какие союзные программы и мероприятия будут профинансированы, когда, в каком объеме и кто за это отвечает.

Наш единый бюджет – такое же достижение союзного строительства, как и проекты, которые из него финансируются. В этом году это 35 программ и мероприятий. Что особенно ценно: учитывался адресно-целевой характер распределения средств. В этом году его объем составляет 

6,6 миллиарда российских рублей.

Когда «остатки сладки»

– В 2016 году появились новации...

– В бюджете впервые возникли новые источники дохода: неиспользованные остатки прошлых лет – 1,733 миллиарда российских рублей и доходы от деятельности телерадиокомпании «ТРО Союза» – 1,2 миллиона российских рублей. Все вместе – довольно большая сумма. Можно профинансировать нужные для нас направления сотрудничества, мероприятия, программы.

Большую часть бюджетных средств направят на финансирование шести действующих программ, четырех новых и двух дополнительных. Заложены средства на проведение 26 ежегодных мероприятий Союзного государства и двух новых конференций – «Радиоактивность после ядерных взрывов и аварий: последствия и пути преодоления» и «Состояние и перспективы социального развития Союзного государства».

– Остались ли проблемы в бюджетном процессе?

– Он отрегулирован. Наш бюджет, или Декрет Союзного государства, полностью адаптирован к национальным законодательствам – как России, так и Беларуси. Все необходимые нормативно-правовые документы приняты и эффективно работают.

Пример для еаэс

– Может ли Союзный бюджет быть примером для создания аналогичного института для Евразийского экономического союза?

– Эта интеграционная структура не требует общего кошелька. ЕАЭС  не государство, а содружество – с разными экономиками,  странами-участницами, подходами. О взаимном сотрудничестве они договариваются в рамках соглашений.

Наша интеграция – государство с общим бюджетом, из которого формируются союзные программы. В этом – коренное различие «двойки» и «пятерки». Там тоже есть программы, но они реализуются в рамках общей концепции и соглашений и могут возникать в зависимости от ситуации в той или иной стране. Финансируются такие программы за счет национальных бюджетов стран-участниц.

– У Союзного государства есть преимущества перед ЕАЭС?

– Конечно. Они – в обязательности исполнения союзных программ, отчислений в единый бюджет, работе по единым законам. Это работает на улучшение финансовой деятельности Беларуси и России и повышение уровня благосостояния наших народов.



Досье «СВ»

Елена Перминова родилась в Шатровском районе Курганской области. Окончила Московский всесоюзный финансово-экономический институт. Работала экономистом в районных администрациях, налоговой инспекции Кургана. Была заместителем губернатора, начальником Финансового управления Курганской области. В 2014 году стала сенатором Совета Федерации, членом Комитета по бюджету и финансовым рынкам.

Обсуждение

Единая валюта – в перспективе

– Много лет ведутся разговоры о переходе на единую валюту. Но согласия в этом вопросе так и нет.

– Чтобы это внедрить, парламентариям нужно проделать колоссальную работу: унифицировать законодательство, принять множество нормативных и правовых актов. Мы над этим работаем, но сделали пока не все. Кроме того, надо выработать позиции национальных Центробанков. Так что переход на единую валюту – вопрос не ближайшего времени.

– А какие у нее преимущества и риски?

– Преимущества – в упрощении работы. Единая валюта могла бы сглаживать барьеры при расчете в национальных валютах или третьих стран. Если говорить о рисках, то это – большая волатильность курса российского рубля. В Беларуси она тоже наблюдается, но, может быть, в меньшей степени.

У понижения курса рубля есть и положительные моменты. Российские предприятия, выпускающие продукцию на экспорт, а в Союзном государстве их много, имеют неплохую прибыль от курсовой разницы. Это положительный фактор. Поэтому нам надо стремиться к тому, чтобы российские предприятия выпускали такую продукцию, с которой можно выходить на мировые рынки.

Есть проблема

Средства не должны лежать мертвым грузом

Есть прецеденты, когда финансирование идет, но в работу его не пускают.

– Ожидается, что в этом году до 180 миллионов российских рублей пойдет на комплексную медицинскую помощь гражданам двух стран, которые пострадали от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. К сожалению, с реализацией программ есть проблемы.

– Какие?

– В Парламентском Собрании Союзного государства я работаю недавно. Сначала была в Комиссии по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий. Комиссия работала над очень важной «Программой совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства до 2016 года». В 2015 году в бюджете на ее реализацию заложили и своевременно выделили большие средства. Но их не освоили.

На мой взгляд – финансиста и парламентария, – нельзя так нерачительно и неэффективно их использовать. Вернее, совсем не использовать. Деньги дали на конкретные задачи и цели. Люди ждали, что все заложенное будет исполнено и они воспользуются плодами труда союзных законодателей, ученых, практиков. Но этого не произошло, потому что своевременно не был разработан и утвержден порядок использования бюджетных денег – средства лежат мертвым грузом. Не приносят никакой пользы.

– Почему?

– Наверное, не хватило настойчивости и напора проработать вопрос до конца. В марте Комиссия по бюджету и финансам взяла ситуацию с этой программой на особый контроль. Программа разработана, но порядок и механизм ее реализации должны быть согласованы и утверждены в министерствах двух стран. Думаю, что мы с этим справимся и бюджет будет исполнен.

– Как все-таки сократить сроки согласования и повысить качество разработки программ?

– Необходимо создать наднациональный консолидирующий орган исполнительной власти, который мог бы самостоятельно разрабатывать программы и согласовывать их с министерствами и ведомствами Беларуси и России. Мы, парламентарии, осуществляем парламентский контроль. Межведомственная разработка и согласование нормативных документов в наши задачи не входят. Со временем, полагаю, такая структура будет создана.

Наталья ДОЛГУШИНА

n.dolgushina@souzveche.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter