Президент США Дональд Трамп подписал указ о регулировании соцсетей

Чистка фейка

Это произошло после того, как Twitter пометил два сообщения Дональда Трампа специальным значком, призывающим пользователей проверить факты. То есть, по сути, обвиняющим американского президента во лжи.


Специальный президентский указ последовал незамедлительно. На его основании отныне может быть изменено действие статьи акта, защищающего социальные сети, такие как Twitter или Facebook, от уголовного преследования из‑за опубликованного пользователями контента. Проще говоря, вводится уголовная ответственность для менеджеров соцсетей за содержание постов.

Специальный указ Трампа также может ограничить возможности администрации соцсетей модерировать опубликованный контент: посты, фото, видео, комментарии.

Сегодня по поводу этого указа звучат много споров, словесных баталий и взаимных обвинений.

С одной стороны, это чисто американская борьба, длящаяся уже четыре года и набирающая новые обороты накануне президентских выборов осенью 2020-го. Как известно, республиканцы и демократы обвиняют друг друга в нечестных способах предвыборной борьбы, а сам Дональд Трамп объявил крестовый поход против фейковых новостей и публикующих их фейковых СМИ. Противостояние длится четыре года, причем истина уже давно никого не интересует. По какому бы факту ни возникал спор, он служит глубокому политическому расколу в стране. Поводом может быть что угодно — на этот раз стороны разошлись по поводу голосования по почте. Трамп написал, что это может привести к фальсификациям. 

Это совершенно бессмысленный спор, так как давно известно, что американская избирательная система полна особенностей и архаизмов, которые никогда американцев не смущали. Устойчивость и сила американской избирательной системы сродни устойчивости и силе доллара — они держатся не на цифрах, а на доверии. Twitter, влезший в президентские сообщения со своими оценками, отказался от соблюдения базовых принципов американской политической игры.

Но что же приходит взамен? 

В последние годы возобладало то, что называется «политикой контента». Не важно, что делают, исполняют, планируют госорганы и серьезные политические деятели. А важно то, как это обсуждается, комментируется, постится и распространяется. На первый план вышли соцсети, которые, как когда‑то олигархи, возомнили себя «делателями президентов». 

Все это было бы хорошо, если бы сами соцсети следовали принципу: большее влияние — большая ответственность.

К сожалению, онлайн‑платформы утонули в таком количестве дезинформации и скандалов, что заслужили название «большая помойка». В последнее время нарастает волна так называемых хейт‑спич — комментариев ненависти. Комментаторы не ищут истины — они распаляют себя и других, как это случилось буквально на днях в американском городе Миннеаполис. 

Там во время полицейского задержания погиб афроамериканец, но никто не стал дожидаться ни расследования, ни приговора суда. Соцсети настолько быстро распространили радикальные политические высказывания, подстрекательства бить витрины и жечь машины, что для прекращения беспорядков власти вынуждены были ввести войска. 

Европа тоже прошла через череду таких бунтов, бессмысленных и беспощадных, пережив миграционный кризис, терроризм и взлет экстремизма. И здесь тоже в качестве зажигательной смеси служил хейт‑спич — словесное проявление ненависти. Его широкое тиражирование, как считают аналитики, обязано именно «горизонтальным связям», отсутствию цензуры и высокой степени кооперации пользователей соцсетей.

Евросоюз первым приступил к регулированию соцсетей. 

В 2016 году Microsoft и Google согласились принять правила ЕС, обязывающие компании удалять посты и комментарии, призывающие к вражде, терроризму и дискриминации. 

В октябре 2017 года в Германии вступил в силу закон, накладывающий большие штрафы на интернет‑компании за несвоевременное удаление разжигающих вражду и ненависть сообщений.

Согласно новым правилам Facebook, Twitter и другим онлайн‑сервисам с превышающей 2 млн человек аудиторией в Германии необходимо в течение 24 часов с момента поступления жалобы удалять ксенофобские посты и комментарии. При отсутствии должной реакции со стороны администрации сервисов они могут быть оштрафованы до 50 млн евро.

В сентябре 2018 года ЕС принял Кодекс практики в отношении дезинформации. Среди прочего он разрабатывался для борьбы с недобросовестной политической рекламой и агитацией во время предвыборных кампаний. 

Перечень регулирующих интернет мер в европейских странах можно продолжать долго. Президент США своим указом узаконил этот тренд. Трамп узаконил чистку фейка. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter