Чистая работа

По данным Могилевского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, более 7 процентов из 14.280 колодцев Могилевщины не соответствуют санитарным нормам и нуждаются в чистке и дезинфекции...

В каждой местности свои диалекты. Специалистов по чистке колодцев на Могилевщине называют грабарями. Но дело не в названии. Проблема в том, что самих грабарей здесь почти не осталось — на всю область наберется от силы человек пять–шесть. А ведь руки этих мастеров требуются почти в каждом селе.


Работа — тяжелая, грязная и отчасти опасная, с большим количеством профессиональных секретов. Поэтому немногие до нее охочи. А если кто и не боится трудностей, то обучиться мастерству негде. Грабарство — одно из тех умений, которые испокон веков передавались из поколения в поколение. Только стариков, владевших им в совершенстве, давно нет в живых.


Но жителям Мощаницкого сельсовета Белыничского района повезло. Сейчас здесь трудятся настоящие грабари. Два Александра — Маховиков и Бордиловский, в прошлом воины–интернационалисты, обучились премудростям непростого дела у друзей–«афганцев», а те, в свою очередь, — у своих отцов да дедов.


Деревенька Ослевка крохотная, но живописная. Внизу струится речка, прямо на въезде аист свил гнездо, и здесь же, рядом, — колодец.


— Прежде чем приступить к работе, всегда оцениваем ее сложность, — рассказывают, выгружая из машин инструменты, мастера. — Детально изучаем колодец, его глубину, насколько он разрушен. Если не сделать этого вовремя, можно ждать любых неприятностей: скопления отравляющих газов на дне, смещения колец. Еще от старых колец могут отваливаться куски бетона, травмировать человека. Нельзя стоять на месте, спустившись вниз, — засасывает.


На дне колодцев случаются интересные находки. Приходилось мастерам видеть кем–то оброненные навесные замки, цепи и даже... мобильники.


Колодцы приводят в порядок в несколько этапов. Застоявшаяся вода откачивается насосом, затем по крепкой лестнице, способной выдержать вес человека, вниз спускается один из мастеров с ведром и лопатой. Дно тщательно чистится до песка, до бьющих ключей. Вся грязь и ил крепким тросом вытягиваются наружу. Затем наступает очередь обеззараживающей таблетки. «Химия» дезинфицирует колодец около часа, за это время грабари промазывают трещины, швы между кольцами изнутри. Пока кипит работа, от бьющих ключей на дне опять скапливается вода, которую нужно повторно откачивать. Только на следующее утро сельчане смогут пользоваться обновленным колодцем.


Послушаешь — вроде невелика премудрость. На самом деле физически очень тяжело. К тому же никогда не знаешь, как поведет себя колодец.


— На дне очень холодно и темно, — предупреждает Александр Бордиловский (именно ему чаще приходится спускаться вниз), — работать нужно в противогазе, брать с собой в каждую командировку по нескольку комплектов одежды — в один переодеваешься, другой сохнет.


Чтобы все проходило гладко, мастера также везут на каждый объект насос и удлинитель — дотянуться до розетки в ближайшей хате. Крепкие лестницу и трос — на колодезную цепь надежды мало, она рассчитана на ведро с водой и вряд ли выдержит человека. При себе нужно иметь пожарный шланг, ведро, лопатку, цемент для замазки щелей и многое другое. Салоны автомобилей грабарей всегда до отказа забиты инвентарем. А еще, чтобы успешно работать, важна железная дисциплина. Пока не выполнили заказ — «сухой закон». Даже по вечерам — ни капли спиртного.


Наблюдаю за работай грабарей не только я. Собрались и сельчане.


— С умом люди трудятся, — восхищается пенсионерка Тамара Фиалковская, — а ведь наш колодец, которому, считай, полвека, непрост: вместо нижнего кольца — металлическая бочка. Внизу, наверное, и повернуться негде. А глубины в нем метров 12, не меньше.


Александр Маховиков говорит, что работать для сельских стариков всегда приятно. Уж очень по–доброму они встречают мастеров. Радуются от всего сердца их приезду, благодарят. Оба Александра — могилевчане. Но если в деревне предстоит почистить несколько колодцев, домой по вечерам не возвращаются, остаются у кого–то из местных на постой. И сельчане всегда им оказывают особое гостеприимство.


Сегодня маленькая бригада берется чистить колодцы глубиной до 25 метров — именно на такие рассчитано их снаряжение. Возможно, со временем начнут обрабатывать и более глубокие, хотя их на Могилевщине — единицы.


— Со специалистами нам действительно повезло, — не скрывает председатель Мощаницкого сельсовета Александр Щетинко. — Раньше мы приглашали почистить колодцы спасателей, мастеров из других районов. Но ни спасатели, ни наспех обученные бригады коммунальников с грабарями, знающими старые, проверенные методы, не сравнятся.


На территории Мощаницкого сельсовета 132 колодца. 30 — заброшенных, 102 — действующих. Так что работы редким специалистам даже здесь хватит надолго. А всего к сельсоветам Белыничского района прикреплено 900 колодцев, не считая тех, что вырыты сельчанами во дворах. В общем, не прогадали два Александра с выбором специальности. Не исключено, что со временем они возьмут учеников, передадут молодому поколению секреты своего почти забытого мастерства. Ведь пока есть колодцы, будут нужны и грабари.


Кстати


По данным Могилевского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, более 7 процентов из 14.280 колодцев Могилевщины не соответствуют санитарным нормам и нуждаются в чистке и дезинфекции. Это — не считая дачных колонок и колодцев, расположенных на частных подворьях.


Для 1.700 деревень области колодцы — единственный источник водоснабжения.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter