Чиновников обяжут отвечать на электронные обращения граждан.

А во время личного приема граждан должностные лица получат право вести аудио- и видеозапись разговора.

А во время личного приема граждан должностные лица получат право вести аудио- и видеозапись разговора. Такие новшества содержит новый законопроект об обращениях граждан и юридических лиц. В интервью “НГ” член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по правам человека, национальным отношениям и СМИ Евгений Мельников отметил, что документ вызвал серьезную полемику среди депутатского корпуса, очень много было предложений и замечаний. Спорные моменты удалось согласовать, и сегодня депутаты рассмотрят проект закона во втором чтении.

— Новый нормативный акт вносит ясность во все вопросы, касающиеся порядка и сроков рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, — говорит Евгений Александрович. — Проект закона разработан с учетом правоприменительной практики и не только объединяет в единое целое существующую нормативную базу, но и содержит ряд новшеств. Причем многие положения законопроекта разработаны в соответствии с пожеланиями самих граждан. 

— Что нового ожидает всех нас в ближайшее время?

— Мы живем в век информационных технологий, и компьютеры с доступом в интернет все активнее входят в нашу жизнь, в том числе в сельской местности. Поэтому в законопроекте содержится требование о том, чтобы госчиновники в обязательном порядке рассматривали электронные обращения, поступившие на официальные сайты государственных организаций. Причем в те сроки, которые установлены законом. Все виды обращений — электронные, письменные или записи в Книге жалоб и предложений — должны рассматриваться в течение 15 дней, а если требуется дополнительное изучение и проверка — не позднее одного месяца. Если под заявлением подписались 30 и более человек, то проблема решается с выездом комиссии на место.

— Значит, если у меня появятся претензии, например, к работе транспортников и я не получил ответа из первичного звена, то можно по электронной почте направить жалобу в Министерство транспорта и мне должны будут ответить?

— В обязательном порядке. Более того, законопроект запрещает направлять жалобы в организации, на действие или бездействие которых жалуются. Например, Минжилкомхоз не сможет перенаправить пришедшую жалобу на действия работников ЖЭСа руководству этого же ЖЭСа. Но все обращения, и электронные в том числе, должны содержать фамилию и адрес места жительства, работы или учебы заявителя.

— Законопроект предусматривает не только ответственность должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения обращений, но и заявителей?

— Совершенно верно, ведь закон для всех одинаков. Если обращение содержит заведомо ложные сведения, клевету или оскорбление, заявитель будет нести ответственность в соот-ветствии с действующим законодательством. В связи с этим расширяются полномочия организаций по оставлению жалоб без рассмотрения по существу или без ответа.
Не секрет, что отдельные граждане злоупотребляют своими правами и становятся “профессиональными жалобщиками”. Согласно законопроекту расходы, понесенные организацией в связи с рассмотрением подобных обращений, могут быть взысканы с заявителя в судебном порядке.

— Как повысить эффективность рассмотрения обращений? Нередко возникают случаи, когда люди жалуются на невнимательность должностных лиц и руководителей, последние же могут упрекнуть заявителя в хамстве или грубости...

— В законопроекте прописана норма о том, что должностные лица во время личного приема имеют право записывать беседу с посетителем на диктофон, снимать на камеру или фотографировать. Правда, для начала придется заранее уведомить об этом визитера. Аудиозапись уже сегодня достаточно распространенное явление и применяется некоторыми структурами. Например, в банках, в агентствах по государственной регистрации и земельному кадастру или в службе “Одно окно”. Такое предложение возникло неспроста: после приема люди иногда начинают сетовать, что их не так приняли, не так ответили. Аудиозапись дисциплинирует и заявителя, и того, кто ведет прием. В результате обе стороны стараются решать вопросы корректно и вежливо.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter