Честность — грань мастерства

Николай Скориков — один из немногих артистов на белорусской эстраде, который вот уже два десятилетия не опускает высокую творческую планку...
Перед интервью с Николаем Скориковым я из чистого любопытства заглянула в толкователь имен — и была поражена. Оказывается, Николай с древнегреческого переводится как «победитель народов», что стопроцентно подтверждает тему нашего разговора. Дело в том, что солисту Национального концертного оркестра Республики Беларусь под управлением Михаила Финберга присвоено звание народного артиста. Выходит, все–таки имя имеет значение... Впрочем, Николай Скориков — один из немногих артистов на белорусской эстраде, который вот уже два десятилетия не опускает высокую творческую планку. И я уверена, дело тут не только в магии имени. Николаев–то много. Просто Скориков — очень цельный и ответственный человек.

— Николай, чего может ожидать от судьбы певец, получивший звание народного артиста? Ведь в плане признания заслуг — это потолок.

— Честно говоря, я еще даже не успел, как говорится, войти в роль. Потому что в это время находился в туре «За Беларусь!» Переезжая с места на место, как–то даже не осознал своего нового статуса... Безусловно, я польщен столь высокой оценкой моего творчества. Единственное, чем омрачено это важное событие в моей жизни, — мама не дожила до этого дня. Ее не стало пять лет назад. А она так мечтала увидеть меня народным... Поэтому те цветы, которые мне вручили в день присвоения звания на моей родной Гомельщине, я отвез на могилу родителей. Поклонился и сказал им: «Эти цветы — ваши».

— А каково это — чувствовать себя народным артистом, пройдя долгий путь: консерватория, работа с оркестром, гастроли — в то время как существует телевизионный конкурс, по итогам которого «народным артистом» называют подростка, чья творческая судьба исчисляется десятком выходов на сцену?

— Вы попали в точку. Недавно мне позвонил один человек из глубинки и спросил, в честь чего мне присвоили звание: «Разве вы участвовали в проекте телеканала «Россия?» Такая ситуация удручает... Программа «Народный артист» дискредитирует сам институт званий. Возможно, в современном шоу–бизнесе это словосочетание не имеет никакой ценности. Но мне непонятно, как можно уравнять, скажем, артиста с честной 25–летней жизнью на сцене и того, кто только начинает свой путь? Так ведь скоро может отпасть необходимость в существовании музыкальных вузов. А зачем, когда на «фабриках» экспресс–методом обучают всему по чуть–чуть? Чуть–чуть вокала, сольфеджио, сцендвижения — и ты уже готовая звезда. Помните, как у Пушкина: «Полумилорд, полукупец, полумудрец, полуневежда. Полуподлец, но есть надежда, что станет полным, наконец»... Не секрет, что цена быстрой популярности, которую обеспечивает регулярный эфир, — это рабские контракты, «фабриканты» и «народные артисты» годами отрабатывают их за копейки. Нет в этих проектах никакой иной идеи, кроме обогащения продюсеров. Недавно меня поразило заявление композитора и продюсера Игоря Матвиенко. Он сказал, что не видит ничего дурного в пении под фонограмму. Я с этим согласиться никак не могу! Не знаю ни одного человека, который бы купил билет на концерт, чтобы только посмотреть, как артист открывает рот, подобно рыбе на берегу, под фонограмму.

— Соглашусь с вами в том, что вопрос использования фонограммы касается профессиональной чести артиста. Но эстрада всегда в равной степени относилась как к сфере искусства, так и к бизнесу. Вспомните хотя бы откровения одного из бывших мужей Аллы Пугачевой Александра Стефановича, который якобы изобрел «продукт, который будет хорошо продаваться». А именно: образ рыжей, непутевой, трагической артистки, поющей о несчастной женской доле от первого лица. По–моему, каждый успешный артист всегда занимал свою уникальную нишу с целью хорошо себя продать.

— Я уверен, что эстрада, как, впрочем, и спорт, не были раньше так коммерциализированны. Деньги решали не все, поверьте. Кое–что значили талант и сила воли. Это сейчас владельцы телепроектов выжимают из конкурсантов за несколько лет все, что можно, а потом выбрасывают и набирают новых. А в прошлом веке конкурсы давали артистам путевку в жизнь. Не все в той нашей прошлой жизни было плохо. Например, не было такого ужасающего потока «мусорных текстов».

— Николай, вам вся современная эстрада не нравится?

— Я этого не говорил. В Беларуси в связи с форматом «75 процентов белорусской музыки в эфире» появилось много новых, интересных, молодых артистов. Конечно, не все из них выдержат испытание временем. Пройдет год, два, и станет ясно, кто из них чего стоит. Акция «За Беларусь!» показала, что у молодой поросли появились свои поклонники. Например, группа «Тяни–Толкай» сейчас очень успешно развивается.

— После недавней церемонии вручения радиопремии «Золотое ухо» журналисты отмечали вовсе не песни, которые были награждены, а то, у кого из певиц юбка короче. Вы как к этому относитесь? И, кстати, почему сами не оголяетесь на сцене?

— Я себя всегда считал мужиком. А настоящему мужчине оголяться не пристало. У меня вообще любимый стиль — милитари. А современная эта мода на девушек модельного вида... Я не в курсе, параметры 90–60–90 еще актуальны? Складывается впечатление, что дизайнеры хотят девушек превратить в юношей. Чтобы, не дай бог, не было намека на женственные формы. Ну хорошо, кто–то считает, это красиво. Но разве женщина, простите, с плоской грудью и отсутствием бедер может родить? Или мода на детей совсем прошла? Я не ханжа. И признаюсь, что мне нравится, когда в артисте любого пола все гармонично: вокальные данные, обаяние, образ, подтянутая фигура, хороший костюм...

— Кстати, о детях. Как поживает ваша дочь, которая занимается спортивными танцами и тренируется в США?

— В феврале проходил чемпионат Беларуси по спортивным танцам, где моя дочь Наташа и ее партнер Николай Пилипенчук заняли первое место по десяти танцам. Я как отец счастлив и горд тем, что мы не напрасно отпустили своего ребенка на другой континент. И не напрасно в ее подготовку было вложено столько средств.

— Сейчас, после большого тура «За Беларусь!», вы отдыхаете? Или уже окунулись в какой–нибудь новый проект?

— Передышка совсем небольшая. В апреле той же командой мы вновь поедем по стране. Нам удалось побывать не везде. И мы обещали, что обязательно приедем туда, где не были... Знаете, это такие чудесные воспоминания! Большинство концертов проходило под открытым небом. Порой шел снег. Но жарко было и артистам, и зрителям. И в каждом новом городе на площади собирались тысячи людей...

Этот год для меня, надеюсь, и дальше будет удачным. После победы дочери на чемпионате я удостоился звания народного артиста. А я и есть народный. То есть из народа. Мои родители были простыми рабочими, и рос я на народной музыке. Теперь, официально обретя этот почетный статус, хочу отметить это событие, как и положено артисту, большим концертом. Тем более что в этом году столько отличных поводов собрать на сцене своих друзей–артистов. 15 лет исполняется нашему фестивалю искусств «Славянский базар в Витебске». И 20 лет — Национальному концертному оркестру Республики Беларусь под управлением Михаила Финберга. Словом, есть где развернуться творческому человеку. Так что еще споем!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter