«Черный список»

Сельчане заносят в него грубых продавцов
Сельчане заносят в него грубых продавцов

Каждый раз, бывая по репортерским делам в офисе Могилевской городской организации защиты потребителей, видела я в коридоре очереди из обиженных и обманутых. Люди часами дожидаются возможности попасть на прием, рассказать о своей беде, получить помощь или консультацию. И не потому, что организация плохо работает, просто некачественных товаров, к сожалению, в областном центре еще много.

«Но, если горожанам каждый раз приходится терпеть такие муки, чтобы отстоять свои права, как быть тем, кто живет на селе? — подумалось однажды. — Наверное, ездят искать правду в райцентры, подолгу стоят под дверями кабинетов». И возникло у меня сразу множество вопросов. А если очередь такая большая, что на прием деревенскому дедушке попасть не удается, что же — ехать в город во второй раз? А если приняли его уже под вечер и, освободившись, он ничем не смог добраться до своей хатки, потому что последний автобус ушел еще днем, где ночевать? А может, сельские потребители, столкнувшись с несправедливостью, вовсе никуда не обращаются, потому что это дорого, долго и утомительно?

Ответы на все свои «как» и «почему» я решила поискать в деревне Белая Дуброва Костюковичского района, расположенной в 16 километрах от райцентра, и с удивлением обнаружила, что права свои сельские жители знают, отстаивают их вполне профессионально, а председатель местного сельского исполкома Николай Потапенко считает, что... деревенский потребитель защищен получше городского.

Вообще–то проблемы сельских потребителей весьма специфические: жалуются они чаще не на качество сапожек и дубленок, а на... коров и поросят. Бывает, продаст сельхозпредприятие своему сотруднику телочку по льготной цене, а потом соседи подскажут, что рога у телки никуда не годятся, и бежит человек за заменой «некачественного товара». Или купит старушка на ферме поросенка со скидкой, а тот и трех дней не протянет, и требует покупательница вернуть вложенные в хилого «пятачка» деньги. Вопросы такие решаются обычно полюбовно, руководство старается людей не обижать.

Но случались конфликты и в Белой Дуброве. Однажды даже рассорились между собой продавцы магазина и... работница службы быта. Казалось бы, обе стороны конфликта как никто другой должны знать права клиентов, но без вмешательства районного общества защиты потребителей разобраться не смогли. Конечно, никакой вины приемщицы местного комбината бытовых услуг Тамары Кохановской не было в том, что одна из наволочек, купленных ею в сельском магазине, оказалась с браком. А продавцы, хоть и не грубили односельчанке и почти коллеге, вдруг наотрез отказались менять брак:

— Мы же не можем пересматривать весь товар, когда принимаем.

Наволочка — вроде мелочь, но Тамара Николаевна обиду прощать не стала. И в магазине, и у нее на комбинате на самом видном месте размещена информация для клиентов, в том числе номер телефона районного общества защиты потребителей, его она и набрала. А на следующий день брак заменили, еще и извинились.

Валентина Ковунова совмещает работу заместителя председателя райисполкома с обязанностями председателя районного общества защиты потребителей. Бюрократизма на общественной работе не разводит, не дожидается письменных заявлений потерпевших (достаточно звонка) и не всегда заполняет положенные в таких случаях карточки. Зато меры принимает в каждом случае обязательно, причем без промедления, по горячим следам. Жители района уже знают: если Валентины Валентиновны нет на месте, можно звонить в приемную, там выслушают, все запишут и передадут информацию председателю общества. А звонят ей и городские жители, и сельские, если в парикмахерской испортили прическу, в мастерской долго не ремонтируют телевизор, а в магазине продали сок с истекшим сроком годности. Но она и звонков не дожидается. Всякий раз, бывая с группой информирования на селе, попутно интересуется у людей, как их продавцы магазинов и автолавок обслуживают, нет ли претензий к работникам сферы услуг. С бизнесменов спрос особый: еще перед регистрацией каждого предупреждают, чтобы не конфликтовал с клиентами и без лишних разговоров принимал обратно некачественные товары. И покупателей учат: на рынке не забывайте брать чек на любую покупку, а то ведь в Костюковичах приторговывают по выходным коммерсанты из Кричева, Могилева. Как их потом без документов найдешь?

Кстати, жители деревень звонят в райцентр лишь в исключительных случаях, а вообще, председатели сельских исполкомов и сами заменяют односельчанам общество защиты потребителей. К ним идут, если обсчитали или обвесили, если товар некачественный продали. Но плохой товар жителям села подсунуть непросто: хоть и кажутся на первый взгляд эти люди более покладистыми, чем горожане, а прежде чем что–то купить, внимательно все осмотрят, руками потрогают да еще обязательно десять вопросов зададут. А если ассортимент не устроит, и вовсе ничего не купят, лучше съездят в райцентр за нужной вещью.

Последний случай обсчета был в Белой Дуброве года два назад.

— В деревнях продавцы боятся односельчан обманывать, — утверждает Николай Потапенко. — Это в городе людей много, друг друга никто не знает. А мы потому и защищены лучше, что работники сферы обслуживания дорожат своей репутацией.

Попробуй продавец на селе кого–то плохо обслужить: обиженный человек и в сельсовет сходит, и соседям пожалуется, и в очереди в том же магазине обидой поделится. Через час–другой вся деревня знать будет.

И уж если занесут односельчане работницу магазина или комбината бытуслуг в свой «черный список», той хоть из села от позора беги, а потому боятся продавцы этого больше штрафа, больше самого строгого наказания. Хотя, конечно, до цивилизованного сервиса сельской торговле еще далеко...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter