Кофе стал народным напитком

Черный кофе

Не знаю, как вы, мои читатели, а я помню, когда попробовал настоящий черный кофе. Давно это было, но память сохранила, как хранит все то, что было впервые. Черным кофе меня угостила учительница. Она с младшей сестрой жила в маленьком домике под старыми тополями. Сестры мололи зерна (сегодня не могу даже представить, где они их в то время доставали) в ручной кофемолке. Крутили металлическую ручку, а твердые зерна хрустели в деревянном ящике, превращаясь в коричневый песок. Варили на голубом огне керогаза в синей эмалированной кружке. Потом разливали по чашкам, бросали кубики рафинада... Скажу сразу, очень нравился аромат и совсем не понравился горький вкус того коричневого напитка. Я глотнул и поперхнулся, а учительница и ее младшая сестра засмеялись.

Фото pixabay.com

Где только и с кем я не пил кофе! Ну, может, в космосе и под водой. Пил в лесу, на болоте, зимой, летом, в далеких городах и деревнях, с врачами, военными, поэтами, художниками и музыкантами, рыбаками и охотниками... В ресторанах и маленьких портовых барах, в аэропортах и на вокзалах, даже на длинной ржавой барже, которую тащил буксир по реке Сож. Пил из граненых стаканов и тонкого фарфора. Приготовленный на углях, на спиртовке, на костре, в сверкающей кофемашине.

Под кофе лучше запоминается разговор с хорошим собеседником и думается, а пейзаж, на который смотришь, остается в памяти. Кофе действует, как закрепитель на фотобумагу. А еще с чашечкой горького напитка хорошо молчать и вспоминать. Вот и сейчас рядом большая чашка кофе. Делаю глоток и пишу.

Многих, с кем пил кофе в студенческие годы, уж нет. Некоторые живут в иных странах, и мы лишь переписываемся в социальных сетях, вспоминая Минск тех лет и места, где можно было купить двойной кофе. Выйти с горячим стаканом на улицу и, глядя на проходящих людей, говорить о книгах, кино, живописи. Удивительно, те разговоры помнятся так отчетливо, словно вели мы их сегодня утром. Стояли на крыльце «Каравая» (булочная на площади Победы), глотали горький напиток и мечтали. В те годы в столице было не так и много мест, где варили хороший кофе...

Еще лет двадцать назад кофе считался городским напитком. Забавно, но сегодня его пьют в деревнях, большими чашками. И чтобы ты не подумал, что деревня отстала от города, тебе предложат чашку растворимого кофе и даже спросят, сколько сахара, две или четыре ложки. Сидят летним утром механизаторы на крыльце, говорят о своем, а от больших чашек пар и аромат на всю улицу...

Сегодня его продают на каждом углу, в книжных магазинах, газетных киосках, музеях, кафе, кондитерских и подземных переходах. Хорошо! Берешь кофе и неторопливо листаешь журнал или книгу, думаешь, а нужны ли они тебе. Потом увлекаешься, проваливаешься в текст и забываешь, где ты. О, сколько испорчено ноутбуков и клавиатур, залитых горьким напитком! Правда, мне пока везет, не проливал, а потому и не чертыхался от расстройства.

Сегодняшняя жизнь быстрая. Многое делается на ходу. Тут, как всегда, впереди молодежь. По утрам, да и днем, молодые люди спешат по городу, а в руках — бумажные стаканчики с крышечками. Идут, по телефону говорят, кофе пьют. Я же — кофеман старомодный, а потому предпочитаю пить кофе с хорошим собеседником, неторопливо, смакуя каждый глоток, чтобы запомнить куда–то ускользающее время.

ladzimir@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter