Черноморский передел

Киев уже «выдавливает» Россию из Крыма и азовско-черноморского проливаКак и следовало ожидать, после Бухарестского саммита НАТО и визита Дж. Буша в Киев Украина усилила ультимативный тон в отношениях с Россией. Уже официально ставится вопрос о графике вывода Черноморского военно-морского флота России из Крыма – хотя новая его база в РФ, имеющая ограниченные стратегические возможности в сравнении с Крымом, еще не создана.

В ходе недавнего официального визита в Москву министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко передал Сергею Лаврову меморандум  по поводу «этапов и порядка вывода до
28 мая 2017 года военных формирований Черноморского флота России с мест его временной дислокации на территории Украины» и начала этих переговоров
1 июня 2008 года. Вдобавок Украина продолжает  настаивать на своем суверенитете в Керченском (азовско-черноморском) проливе,  а Россия по-прежнему платит Киеву за транзит своих судов и грузов по этой артерии. 
Точкой «отсчета» стала передача от РСФСР Украине Крыма с его прибрежными водами по   приказу Хрущева в 1954 году. Предложения экспертов о юрисдикции РСФСР или СССР в Севастопольском районе (наподобие продолжающегося британского суверенитета в Гибралтаре или британского и португальского суверенитета, подчеркнем, до конца 1990-х годов – в южнокитайских портовых «крепостях-городах», соответственно в Гонконге и Макао) были отвергнуты. А большинство  работников Крымского обкома КПСС, выступивших против таких решений Хрущева, были отстранены от работы,  и многие из них  удостоились репрессий...  
Именно с Хрущева началась добровольная сдача военно-стратегических позиций СССР в ряде соседних с ним стран. Наряду с «украинизацией» Крыма  СССР в тот период добровольно отказался от возвращенных ему в 1945-м районов-баз в Финляндии  –  на стыке Финского залива и самого Балтийского моря (полуостров Ханко) и на северо-востоке Китая – Порт-Артур и Дальний.   
 Тогда же отказались от второй  железной дороги в Крым – через Запорожскую область (Геническ – Арабатская стрелка), т.е. через Крымское Приазовье. По сей день в Крым ведет только одна железная дорога: через Херсонскую область – Перекопский перешеек. Причем, по имеющейся информации, его намечено отделить от Крыма судоходным каналом – для кратчайшего водного пути между Черным и Азовским морями. То есть «отрезать» Крым от сухопутной территории теперь уже бывшего СССР. Зато для флота НАТО появится кратчайший ход между Черным и Азовским морями...
К сожалению, отказ России от активной  политики в Крыму, на фоне растущей турецкой экспансии на этом полуострове и действий там же крымских татар,  позволяет Киеву, с подачи США – НАТО – Турции,  «выдавливать» из Крыма российский Черноморский флот.  А затем настанет черед упразднения автономии полуострова: такой проект уже подготовлен в Киеве.
Перебазировать флот намечено в Новороссийск, но его стратегическое положение куда менее выгодно, чем Севастополя. Новороссийск расположен в северо-восточном «углу» Черного моря, и с остальной РФ его связывает только одна железная дорога. Вдобавок этот район (в отличие от Севастопольского) упирается в мелководную бухту и  отделен от Черного моря сравнительно крупным полуостровом. Там же  расположены нефтепроводы и нефтетерминалы – чем не  объекты для возможных диверсий? Очевидно, что эксцессы на таких объектах способны парализовать военно-морскую базу в Новороссийске.
Некоторые аналитики предлагают создать резервную военно-морскую базу России на побережье Абхазии, вблизи Сухуми или Гагры. Но для этого РФ должна признать ее независимость. Однако с этим тянули больше 10 лет, а к настоящему времени, судя по недавнему заявлению руководства НАТО и США в поддержку грузинской принадлежности Абхазии и Южной Осетии, благоприятный момент почти упущен.  
В 1919 году командование Добровольческой (белогвардейской армии) армии подтвердило вывод адмиралов Ушакова, Нахимова и Корнилова: переправить Черноморский флот России из Севастополя в Новороссийск – значит  «запереть» его в Новороссийской бухте и таким образом лишить стратегической активности. Поэтому этот флот осенью 1920-го  решили направить сначала в Константинополь, но затем под давлением Антанты сей флот... эвакуировали в тунисскую Бизерту, южносредиземноморскую крепость Франции. Там он был частично продан, частично сгнил к концу 1920-х годов. Напоминают же о той трагедии безымянные до середины 1990-х годов могилы русских моряков и их семей в Тунисе...
В 1854-м адмиралы Нахимов и Корнилов сочли лучшим выходом для флота его затопление вблизи Севастополя, а не эвакуацию в Новороссийск. Где корабли, по их мнению, были бы быстро захвачены агрессорами – Великобританией, Францией, Турцией и Сардинским (итальянским) королевством.  Может, те же «варианты» готовят Черноморскому флоту нынешней России?! 
Испания до сих пор сохраняет – по стратегическим причинам – свой суверенитет  на 7 островах и в двух городах – Сеута и Мелилья (у Средиземноморского побережья Марокко). То есть вблизи испанской территории.  Великобритания, Франция, Голландия, Дания, Норвегия сохраняют за собой стратегические территории-форпосты  даже за тридевять земель от границ этих стран. Та же Великобритания не возвращает Франции, тоже по стратегическим причинам, острова и тамошние базы  у французского побережья в проливе Ла-Манш.   Но Россия почему-то ведет себя по-другому...
Примечательно, что в 1990-х  были отвергнуты предложения о более активной политике России на Керченском полуострове, т.е. в   наиболее приближенном к РФ восточном регионе Крыма. Хотя та же Керчь – уникальный стратегический форпост на стыке Черного и Азовского морей и вдобавок крупный транзитный порт. Причем Керчь соединена паромом с российским азовско-черноморским портом Кавказ, т.е. через Керченский пролив.  
Плюс к тому проживающие на Керченском полуострове древнейшие народы Крыма – караимы и крымчаки – выступают против крымско-татарской экспансии, упразднения автономии Крыма и за автономию Керченского полуострова. (Кстати, эти народы не были выселены из региона вместе с крымскими татарами...)  Эти факторы, в случае российского «присутствия» в Керченском районе, позволили бы России полностью контролировать почти  весь Азовский бассейн и сам Керченский (азовско-черноморский) пролив. Напомним, что советские войска в декабре 1941 – мае 1942 года вновь обладали именно Керченским полуостровом, закрыв Кавказ и стык Черного моря с Азовским от германского наступления.
Так или иначе, но Черноморский флот России рискует оказаться в роли «летучего голландца» или... быть распиленным на запчасти. Это может оказаться третьей гибелью флота. И, похоже, последней.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter