Чему и как учить журналиста?

На эту актуальную тему в беседе с нашим корреспондентом размышляет декан факультета журналистики БГУ доцент Сергей ДУБОВИК, бывший главный редактор газеты «Рэспублiка». С Сергеем Валентиновичем мне довелось немало поработать в «Р».
На эту актуальную тему в беседе с нашим корреспондентом размышляет декан факультета журналистики БГУ доцент Сергей ДУБОВИК, бывший главный редактор газеты «Рэспублiка». С Сергеем Валентиновичем мне довелось немало поработать в «Р». Помню, пришел он из «Мiнскай праўды» деловитым, подтянутым, энергичным… В коллективе «Р» хорошо знали его жизненный путь: и то, что прошел он первичную творческую школу в местной печати, получил боевую закалку в Афганистане, да и на должности заведующего отделом социальных проблем нашей редакции зарекомендовал себя хорошо, особенно разработкой «сквозных тем номера» — боевыми, обстоятельными подборками и полосами... И когда встал вопрос, кого же правительственная газета могла бы рекомендовать на должность пресс-секретаря премьер-министра, выбор пал именно на Дубовика. Оттуда вернулся на должность главного редактора «Р», защитил кандидатскую диссертацию, стал депутатом Палаты представителей Национального собрания, взялся за докторскую... Как видим, даже беглый взгляд на биографию показывает: огромный, достойный уважения труд, журналистский, организаторский, научный… И вот он – декан журфака БГУ. Первый вопрос интервью напрашивается сам собой: как помогает (а может, мешает) ему на новой, прямо скажем, нелегкой и непростой должности предшествующий опыт? – Жизненный опыт, – говорит Сергей Валентинович, — всегда хорош, ничто не проходит бесследно. С высоты прожитых лет с теплотой вспоминаю героев моих первых зарисовок и очерков, репортажей и заметок. Будни районного газетчика — это бесконечные встречи с людьми, это запах свежевспаханного поля и подсыхающего сена... Сегодня я уверен: без школы районной газеты вряд ли состоялся бы как журналист. Где бы ни довелось работать позже – в армейской ли печати, в областной ли, республиканской газетах, фундамент низовой печати помогал уверенно стоять на ногах. Потому не устаю повторять в беседах с будущими журналистами: не бойтесь районки, начинайте с нее свою творческую биографию – не ошибетесь! Что касается моей нынешней работы, то и здесь мой неоценимый помощник – опыт газетной работы, который я стремлюсь передавать молодым. В профессиональном плане многое дала мне «Рэспублiка», в коллективе которой немало высококлассных мастеров пера. Некоторые из них активно сотрудничают с журфаком. — К сожалению, иным студентам журфака (сужу по своей преподавательской работе на факультете) не хватает не только профессиональных знаний, но и умения разбираться в сложных перипетиях современной общественно-политической жизни, находить правильные ответы на ее острые вопросы, определять верные ориентиры... Как действует в этом важнейшем направлении профессорско-преподавательский состав журфака? — Тут два аспекта: профессионализм журналиста и его общественно-политическая позиция. Они взаимосвязаны самым тесным образом... Сознание человека, на мой взгляд, не должно быть аморфным, без внутреннего стержня. Этот стержень — его гражданская позиция. Причем убеждения формируются не спонтанно, это процесс длительный, сложный. Важно, кто оказывает на него влияние, как личный опыт трансформируется в жизненную позицию. Универсальной формулы здесь нет и быть не может. Если человек объективно оценивает окружающую действительность, если он патриот и гражданин своей страны, он не станет ее охаивать в угоду своим, а случается, и чужим амбициям, противопоставлять себя обществу. Должность декана, впрочем, как и каждого, кто занимается воспитанием молодежи, предполагает умную, целеустремленную работу в этом направлении. Мы стремимся оградить молодых людей от деструктивного влияния, помочь им сформировать активную жизненную позицию. Ведь главная задача студента — учеба, а не всякого рода уличные акции, в ходе которых иные бесчестные политики стремятся использовать молодых людей в своих корыстных целях. Я уже познакомился со многими студентами на всех курсах факультета. Подавляющее большинство будущих журналистов — умные, воспитанные, политически зрелые люди. Могу однозначно сказать: никаких перспектив у оппозиционных политиков на журфаке нет. Заботимся и о будущем пополнении: готовимся к проведению ежегодной республиканской олимпиады «Абитуриент журфака». — Еще один вопрос о профессорско-преподавательском составе. В последнее время в него вошло немало молодых перспективных кадров. Но и старая гвардия не сдает своих позиций. Да и среднее поколение трудится плодотворно. Что предпринимается, Сергей Валентинович, для того, чтобы поддерживать оптимальный баланс кадров, используя молодой задор и активность первых и солидный багаж знаний других? — Да, сочетание опыта ветеранов и задора молодых помогает нам поддерживать достаточно высокий уровень преподавания. И тех, и других мы нацеливаем на более активное внедрение современных образовательных технологий с использованием информационных, компьютерных программ, Интернета. Создаем под моим началом новую кафедру — теории и методологии журналистики. А кроме того, предусматриваются стажировки профессорско-преподавательского состава в редакциях государственных СМИ. — И, наконец, важнейший вопрос: материально-техническая база журфака. Сколько лет (еще от светлой памяти Григория Васильевича Булацкого) ведутся разговоры о новом здании факультета на Кальварийской. Давно уж в тех местах покоится бывший декан, а дело движется медленно. Сколько долгостроев помогла сдвинуть пресса! Так что, о себе самих не побеспокоимся? Ведь именно здесь — перспектива факультета... — Больной вопрос. Правда, кажется, сдвинулся с мертвой точки. Нынче выделено на стройку более 2 миллиардов рублей, в ближайшей перспективе планируется еще 6 миллиардов. Надеемся, к 2008 году справить новоселье. Налаживается дело и с укреплением технического оснащения факультета: помощь в этом обещал ректор БГУ Василий Стражев. Ведем переговоры с Белгостелерадиокомпанией о передаче оборудования, которое там меняют на цифровое... Пусть достанется нам и не очень новое, но и его с успехом можно использовать в учебном процессе. Пути решения многих проблем намечены в комплексной программе «Развитие журналистского образования в Республике Беларусь», разработанной совместными усилиями двух министерств — информации и образования. Предусматривается создание опекунского совета журфака, на его помощь мы сильно надеемся... Но и сами не дремлем: приводим в действие все возможности укрепления материально-технической базы факультета, улучшения учебно-воспитательного процесса. — Удачи вам и всему коллективу факультета!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter