Чемпионат мира по искусству

89 стран-участниц, под сотню параллельных выставок, одних аккредитованных журналистов более четырех тысяч – Венецианская биеннале в художественном мире играет роль чемпионата мира.

Открылась 54-я Венецианская биеннале современного искусства. Беларусь - в числе её участников

89 стран-участниц, под сотню параллельных выставок, одних аккредитованных журналистов более четырех тысяч – Венецианская биеннале в художественном мире играет роль чемпионата мира.

116 лет назад ее задумали как всемирную выставку художественных достижений. В саду Джардини 28 стран построили себе по выставочному павильону. Павильон России, кстати, строил архитектор Щусев – будущий автор Мавзолея Ленина, а тогда еще адепт славянского стиля. У него получилось нечто среднее между княжеским теремом и венецианским палаццо. С тех пор число национальных павильонов значительно возросло.

В 1970-е годы художественная мода сместилась от музейных выставок к фестивалям-биеннале, и именно тогда авторитет венецианского смотра резко возрос – до уровня главного мирового форума современного искусства: здесь самое современное, самое спорное, самое показательное. Попасть сюда – вершина карьеры для художников и кураторов.

Каждые два года куратор Венецианской биеннале делает огромную сборную выставку художников со всего мира, объединенную единой (чаще всего довольно расплывчатой) темой, плюс каждая страна в своем павильоне предлагает зрителям то, что, по ее мнению, отражает состояние искусства в ней на сегодняшний день.

Куратор нынешней биеннале швейцарка Биче Куригер – директор Дома искусств в Цюрихе и главный редактор одного из самых влиятельных международных журналов по современному искусству Parkett – назвала свой венецианский проект ILLUMInations («Озарения»), но с упором на nations – «нации». Получается: озарения, которые дарит зрителю искусство, но к тому же встреча разных стран и культур – как открытие для них самих и всех, кто пришел на это посмотреть. На огромной выставке, разместившейся в венецианском Арсенале – гигантской средневековой постройке, которую не стали особенно переделывать под выставочный зал, а сохранили мрачное величие кирпичных стен и колонн, – Куригер предприняла ранее не популярный шаг: участники ее выставки не сливаются в интернациональном экстазе, у каждого зала стоит указатель, художники каких стран там представлены. Это само по себе стало политическим высказыванием: даже такие завзятые космополиты, как художественное сообщество, больше не могут закрывать глаза на трения между странами. Идея «глобальной деревни» и мира без границ провалилась – констатируют художники. Пришло время заново осознать различия стран и культур, принять их за отправную точку и от этой точки строить диалог.

На 54-й Международной выставке современного искусства в Венеции сегодня открылся и Национальный павильон Беларуси. В нынешнем году в биеннале принимает участие рекордное число стран – 89 (в 2009 году их было 77). Впервые в Венецию приедут представители Андорры, Саудовской Аравии, Бангладеш и Гаити. Беларусь участвует в Венецианской биеннале во второй раз.

На престижном творческом форуме наша страна представляет современную интерпретацию оформления текста Kodex. Экспозицию реализовали пять художников: Юрий Алисевич, Артур Клинов, Константин Костюченко, Виктор Петров и Денис Скворцов. Их творческие поиски, эксперименты и составили композицию, аранжированную средствами объемной пластики, тональной и цветовой графики, медиатворчества.

В целом проект можно считать графическим: качество, характерное для национального искусства последних десятилетий, наполнено современными средствами графической выразительности, движениями тела, звуками, объемной пластикой, светом и монохромией. Примечательно, что для знакомства с национальной экспозицией в павильоне, площадь которого составила около 170 кв.м, предложено определенное смысловое направление в виде маршрута движения. Скорость и ритм движения определят сами зрители.

Мечты о реализации белорусского проекта в Венеции стали реальностью благодаря Министерству культуры Беларуси, которое выступило главным инициатором его организации, при финансировании ОАО "Приорбанк". Над проектом экспозиции трудилась группа специалистов под руководством куратора павильона, ректора Белорусской государственной академии искусств Михаила Борозны, решением организационно-технических вопросов, подготовкой художественного проекта занимался Музей современного изобразительного искусства. Проект помогли воплотить в реальность Министерство иностранных дел Беларуси, посольство Беларуси в Италии.

БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter