Чемоданное настроение

В середине прошлой недели вступила в силу новая редакция закона «О туризме», и туристическая отрасль встрепенулась, ожидая непредсказуемых сложностей. Но после того, как операторы внимательно изучили внесенные поправки, тут же успокоились

ИП  покидают  рынок  туристических  услуг 

Около 600 тысяч наших  сограждан ежегодно отправляются за пределы отечества. Многие страны, живущие на доходы от экспорта туруслуг, давно знают: белорусский турист — хороший турист. Он любит отдыхать с комфортом и не скупится на развлечения, он любознателен и активен, всегда посещает экскурсии. Он будет экономить целый год, чтобы летом «оторваться на всю катушку». В этом году разгар туристического сезона «удачно» совпал с изменениями на законодательном поле в этом сегменте. 

В середине прошлой недели вступила в силу новая редакция закона «О туризме», и туристическая отрасль встрепенулась, ожидая непредсказуемых сложностей. Но после того, как операторы внимательно изучили внесенные поправки, тут же успокоились. Неожиданностей, по мнению большинства из них, не произошло. По сути, серьезные изменения коснулись лишь трех пунктов. 

Как уже сообщала «Р» (21.07), во-первых — это утверждение новой формы ваучера и договора на оказание туристических услуг. Теперь это один документ, в котором будут более подробно расписаны все условия организации и программы тура, права и обязанности сторон. Во-вторых, новым законом были внесены изменения к организаторам туруслуг. Теперь этим видом деятельности могут заниматься только юрлица, а вот индивидуальные предприниматели, которых в этом бизнесе насчитывалось около 70, лишаются этого права. И в-третьих, документом были несколько ослаблены требования к получению лицензий на осуществление туристической деятельности. Теперь, чтобы быть руководителем турфирмы, достаточно базового высшего образования и стажа на руководящей должности. Правда, при этом в законе достаточно жестко оговорены условия в отношении персонала. Туроператорам предписано отныне иметь в штате «не менее тридцати процентов специалистов, имеющих высшее образование либо стаж работы в сфере туризма не менее пяти лет», турагентам – «не менее тридцати процентов специалистов, имеющих высшее образование либо стаж работы в сфере туризма не менее трех лет». В соответствии с положением, «туристам» также вменено в обязанность не реже чем раз в пять лет направлять своих сотрудников на курсы переподготовки и повышения квалификации. На «перенаселенность» рынка туристических услуг сетуют многие операторы. 

«Сегодня в Беларуси в этом сегменте работает более 600 компаний, и конкуренция между участниками, мягко сказать, нездоровая, — указывает председатель Белорусского союза туроператоров Алексей Стрельченко. — В ход шли даже нечестные приемы, к примеру откровенный демпинг, за счет снижения качества услуг. После внесенных поправок в закон взят курс на честный бизнес как в отношении потребителя, так и в отношении производителя туристических услуг». 

По сути, введя новые ограничения, «отраслевая власть» подспудно совершила очередной шаг к укрупнению и структурированию рынка. В качестве доводов можно привести зарубежный опыт. В Германии на 40 млн. туристов приходится 1 тыс. фирм, а вот на постсоветском пространстве, где рынок находится в стадии становления, — картина обратная. К примеру, в России в год за границу выезжают 6 – 6,5 млн. человек, а их обслуживают более 10 тысяч туроператоров. Так что белорусский туристический рынок постепенно переходит на более привычные рельсы, приближаясь к нормам ВТО. В данном случае под этой аббревиатурой скрывается название Всемирной туристической организации – влиятельной международной структуры, объединяющей туристические рынки 150 стран мира. Беларусь присоединилась к ней 2 года назад. 

Новость о том, что рынок туристических услуг разом сократится на семь десятков участников, у крупных операторов не вызывает особого сожаления. По их мнению, в турбизнесе индивидуальные предприниматели не вписывались в общую структуру рынка – они, по сути, и были той самой «мелочовкой», которая  не могла похвастаться большими оборотами, но вот крупному и среднему бизнесу «портила кровь». Именно ИП и мелких туроператоров нередко обвиняли в демпинге и нарушении делового этикета. Ведь доверие клиентов в туристической отрасли имеет неприятное свойство бить рикошетом по неповинным. Единожды обманутый турфирмой потребитель будет с недоверием относиться и к другим участникам рынка. «Теперь у ИП есть две альтернативы: стать турагентами или открыть собственную компанию», — объясняет директор Национального агентства по туризму Юлия Ходько. 

Теперь крупные компании при грамотной организации бизнеса имеют больше возможностей предложить клиентам наиболее выгодные условия, которые мелкая фирма в принципе не сможет обеспечить. В скором времени все массовые направления будут обслуживаться на 80—90 % только крупными компаниями. А мелкие туристические агентства останутся в качестве сервисных компаний. 

Впрочем, у нововведений есть и неприятная сторона. Как отмечают участники рынка, кроме гарантированного изменения ассортимента, белорусского туриста ожидает и увеличение цен на услуги. Ведь как показывает зарубежный опыт, чем ниже уровень конкуренции на рынке, тем меньше у туроператоров поводов для снижения прайса. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter