Чем пахнут электронные деньги?

Опять двадцать пять! Недавно в платежной системе одного из банков произошел очередной технический сбой...

Опять двадцать пять! Недавно в платежной системе одного из банков произошел очередной технический сбой. Неприятным сюрпризом для некоторых клиентов финучреждения стал отрицательный баланс на их пластиковых карточках. «Минусовой» счет шел на миллионы рублей! Естественно, неполадка была устранена, но, как говорится, осадок остался. И, как водится, между двумя авторами нашей дискуссионной рубрики разгорелись дебаты на тему роли электронных денег, банкоматов и всевозможных компьютерных финансовых систем в жизни рядовых «физлиц». Не обошлось без заглядывания в чужие кошельки, обсуждения плюсов и минусов безналичных расчетов. Вдобавок в редакционном воздухе повис совершенно меркантильный вопрос:


Кошелек без пин–кода


Весть о банковском компьютерном сбое (само собой, вкупе с язвительными комментариями «всезнаек» во «всемирной паутине») разнеслась со скоростью байнета и достигла моего рабочего компьютера. Но прежде чем узнать подробности, я будто на глухую стену наткнулся: ссылка на заметку о ЧП не работала, сеть с упорством, достойным лучшего применения, выдавала «ошибку». Уже позже, все–таки ознакомившись с информацией в интернете о мытарствах бедолаг с карточками, отправился к банкомату — проверить свой баланс. Но возле терминала озабоченно возился парень в униформе... К расположенному рядом инфокиоску тянулась очередь... Тайна остатка на счете осталась неразгаданной...


Знаешь, направляясь на очередную деловую встречу с ворочающими мешками денег (в том числе и моих кровных!) железными кошельками, я волнуюсь. Мурашки по спине, когда думаю, что банкомат примет мой пластиковый «взнос» за бизнес–ланч. Или что после манипуляций с инфокиоском расслаблюсь, потеряю концентрацию, не уложусь в отведенные суровым аппаратом 15 секунд. Карточка в таком случае заблокируется, а я буду вынужден названивать в офис банка, бродить по инстанциям, доказывая, что я — это я, а карточка — моя! И вообще думу думаю: можно ли доверять деньги сетевым платежным системам, если в виртуальных подворотнях орудуют кардеры, хакеры и прочие продвинутые мошенники?


Да и не совсем понимаю, зачем мне электронные рубли. До статуса олигарха мне далеко, как зубрам до пингвинов, так что чеки, кредитки, транзакции, веб–кошельки мне ни к чему.


Я, знаешь ли, уже наслушался рассказов да и сам насмотрелся, как впадает в ступор очередь покупателей, когда «зависает» терминал у кассира, как растерянно бьют себя по карманам бедолаги, которым сообщили уже в кассе, что «по карточкам не обслуживаем». По–прежнему сталкиваюсь с проблемой осады банкоматов в дни зарплат и авансов: есть хочется всем, а терминалы далеко не на каждом углу! А ведь раньше банкноты нам под роспись в ведомости выдавали бухгалтеры родных предприятий в тиши и тепле кабинетов. Прежде не бегали мы с тревогой проверять остаток на счете — достаточно было проверить кошелек. Тоскую по тем временам. И с грустью размышляю о том, что все больше мы оказываемся в зависимости от так называемых высоких технологий. Все мы — заложники кнопок и тумблеров, опций и настроек. И если кто–то нажмет не ту кнопку, розетку компьютера выдернет нечаянно — ты уже надолго и серьезно выбит из колеи. Иногда, Роман, мне кажется, что люди, восторженные «удобством» виртуальных денег, просто боятся выглядеть ретроградами. А может, у них развивается т.н. стокгольмский синдром? Это, напомню, когда заложник невольно начинает испытывать симпатию к своему захватчику (в контексте нашего разговора — к платежному терминалу), защищать его интересы, ведь именно от благополучия хозяина положения зависит и сытая жизнь в плену, и иллюзия счастливого освобождения... Наверное, если бы в опции терминала содержались требования «поцеловать монитор», «поклониться», «высказать свое почтение» перед снятием наличных купюр или осуществлением платежа, то многие бы и бровью не повели! Что ж, надо — значит, надо! Впрочем, не знаю, может, это не синдром заложника, а психологическая зависимость сродни игровой? Проглотит автомат деньги или соизволит выдать? Обманут продавцы интернет–магазина либо вышлют товар? Смилостивится ли в случае «облома» банковский менеджер? Эти вопросы будоражат кровь, вызывают азарт. Рулетка, да и только! Как в анекдоте: «Стоит мужик у банкомата, жмет на нем кнопки и бурно радуется. Из очереди к банкомату торопят: «Вы там еще долго?» — «Да мне сегодня везет! Выигрываю третий раз подряд!»


Утрирую и притягиваю некоторые аналогии за уши, конечно, намеренно. Хочу подчеркнуть абсурдность повсеместного внедрения электронных денег, постепенного лишения рядовых клиентов банков, покупателей старой доброй «бумажной» альтернативы.


Вот посмотри: даже продвинутые компьютерщики, офисные клерки, которые днюют и ночуют в виртуальной реальности, иногда не могут справиться со сбоями в системах, паникуют, забывают пароли, номера счетов, пин–коды. Что уже говорить о жителях глубинки, пенсионерах, обычных работягах, для которых введение банковских карточек — настоящее покушение на народные традиции хранения сбережений в кубышках. Да на селе веб–новации надолго застрянут не столько из–за «дремучести» крестьян, сколько из–за неразвитой инфраструктуры. Спроси, оказавшись в деревне, где находится ближайший банкомат, и местный люд тут же примется названивать пограничникам!


...Деньги любят счет, а дело это — деликатное. Почти интимное. Деньги любят тишину. Когда никто не мешает, сообщая о сбоях и заставляя немедленно нажать кнопку, когда ты слышишь шелест купюр и позвякивание мелочи (хотя, увы, в прошлом), когда в день зарплаты ты ощущаешь тугой кошелек, ты становишься уверен в своей платежеспособности. Можешь спокойно планировать траты в режиме реального времени и полагаясь на собственные тактильные ощущения. Как там в стишке для малышей? «Деньги и в детстве приятно иметь — особенно медь, если ею греметь...»


Банк должен быть в кармане


С такими взглядами, Андрей, тебе надо бы отказаться и от мобильного телефона. Захотел, допустим, позвонить супруге — бегай по улице, ищи таксофон, откапывай двухкопеечную монетку в «приятно звенящей мелочи». Короче, ностальгируй сколько угодно. Правда, даже в столь любимые тобой безмобильные времена двушку в кармане ты мог и не сыскать, а таксофон оказался бы сломан вандалами...


На самом деле в тебе говорит лишь обычный страх всех консервативных людей перед новыми технологиями. А во мне — перед их отсутствием. Жутко представить, во что опять превратилась бы моя жизнь, если бы электронные деньги вдруг исчезли. Давай вместе вспомним? Вот я решил, например, заплатить за квартиру. Ну заодно уж за электричество и квартирный телефон. Иду на почту, заполняю три разные квитанции, потом томлюсь в нескольких очередях, потому что «за свет у нас платят только в пятом окошке». Кассирши старательно разглаживают мои мятые купюры, аккуратно отрывают корешки квитанций, неторопливо отсчитывают сдачу, очередь глухо ропщет... В итоге — пару часов потерянного времени и ворох бумажек с подтверждением платежей. Вспомнил — вздрогнул. Потому что сегодня я оплачиваю все счета, даже не вставая с места и затрачивая лишь несколько десятков секунд! Мой бумажник давно не трещит по швам от мелких банкнот, а на кухонном подоконнике не копятся ненужные квитанции.


Мне не надо вспоминать и куда–то заново вписывать лицевой счет, номер квартирного телефона, еще какие–то реквизиты — все давно запомнил мой мобильник. Нажал несколько кнопок — и забыл о выплатах до следующего месяца. Я даже не вспомню, когда и к банкомату–то подходил. К чему, если уже самый затрапезный буфет обзавелся терминалом для банковских карточек? Да, случаются сбои. Но где их не бывает? Ты вот тоже, наверное, не раз перезагружал свой компьютер из–за отключения света или какой–нибудь ошибки системы. Однако это не подвигло тебя печатать данный текст на надежной пишущей машинке «Любава», с лязгающей кареткой и красящей лентой.


Прости, но все твои проблемы с внезапно ремонтируемыми банкоматами или очередями к инфокиоскам — в нежелании приобщаться к новейшим достижениям электронных платежей. Сколько раз я уговаривал тебя установить в телефон если не интернет–банкинг, то хотя бы его sms–аналог? Тогда злополучный инфокиоск, весь, целиком, просто лежал бы у тебя в кармане. Без всяких очередей. А ты не спешишь, оправдывая свою лень ностальгическими воспоминаниями. Потом вот жалуешься на неработающий банкомат. К сожалению, пока еще масса людей, как и ты, панически боятся когда–нибудь «нажать не ту кнопку».


Но не все так плохо. Напрасно, к примеру, ты рисуешь совсем уж затрапезную дремучесть провинции. Наверное, давненько никуда не выезжал. Иначе бы знал, что в любом маломальском местечке не первый год живут все те же банковские новации, что и в больших городах. Приведу несколько цифр от Нацбанка. По всей Беларуси сейчас установлены 3.528 банкоматов и 3.264 инфокиоска, а 34.389 организаций торговли и сервиса оснащены 52.657 платежными терминалами. Мало того, статистика говорит, что люди в абсолютном большинстве верят электронным деньгам: количество пластиковых карточек, находящихся в обращении по состоянию на 1 октября 2012 года, составляет 10.037.000! В том числе — 4.765.000 карточек системы «БелКарт» и 5.273.000 карточек международных платежных систем. У нас, считай, все население, включая младенцев, имеет свой ценный кусочек пластика.


Еще о регионах, куда будто бы не дошла передовая финансовая мысль. Летом случилось так, что мой товарищ оказался без копейки денег, чуть–чуть не доезжая до Гомеля. А бензин в его автомобиле уже был на нуле. Он позвонил мне, подъезжая к автозаправке, и попросил скинуть ему на карточку некоторую сумму. Продиктовал ее номер, и перевод произошел мгновенно: через минуту он уже спокойно вставлял шланг в бак своей машины. А как бы в таком случае поступал ты? Наверное, поплелся к почте и там по старинке оформлял перевод, а товарищ бы твой искал по всем весям почтовое отделение, где ему бы отсчитали наличку... Прошлый век! Хотя вру, даже не прошлый. Еще древние греки и римляне пользовались монетами, по которым ты так тоскуешь. Лично я крайне доволен, что Беларусь в свое время отказалась от металлических кругляшков, которые когда–то рвали карманы и утяжеляли кошельки. Надеюсь, дождусь, когда откажемся и от бумажной денежной массы.


У меня дома больше не пылятся диски с компьютерными играми — они давно уже покупаются в системах цифровой дистрибуции. Как и музыкальные альбомы, и аудиокниги, и фильмы. В несколько «кликов» мышкой перевел деньги за товар, еще в несколько — «скачал» и установил. Разве не удобно?


И ведь прогресс не стоит на месте, Андрей. Поэтому упомянутые тобой вопросы безопасности и прочие проблемы электронных денег скоро уйдут в прошлое точно так же, как канули туда, например, пейджеры. Когда–то они казались чудом коммуникации, но кто теперь вспоминает эти смешные коробочки?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter