Протоиерей Алексий Васин: чем опасна ложь

Чем опасна ложь

Девятая заповедь «Не лжесвидетельствуй» очень лаконична. Проходя мимо ее простоты, мы нередко позволяем себе солгать, всегда находя тому оправдание. Однако Священное Писание предупреждает нас: ложь разрушает жизнь человека.

Заповедь «Не лжесвидетельствуй» запрещает не действие, а произнесение слов, которые приведут к тому, что ближнему будет нанесен незаслуженный ущерб. Три предыдущие заповеди («Не убий», «Не прелюбодействуй», «Не укради») определяют действия — нарушения Закона, которые запрещены, поскольку они наносят вред ближнему. А заповедь «Не лжесвидетельствуй» строжайшим образом запрещает не только произносить ложное свидетельство, но и распускать порочащие человека слухи, а также распространять даже правдивую информацию, если она выставляет другого в невыгодном свете. Делать это нельзя как по отношению к одному человеку, так и к целому народу или группе людей.

Само по себе ложное свидетельство в ветхозаветном законодательстве не наказывалось судом, так как произнесение слов не считается действием, а Закон Писания определяет конкретное наказание только за совершение действия. Однако запрет ложного свидетельства, начертанный на скрижалях, относится к случаю, который является исключением из общего правила: свидетели-клеветники приговаривались к смертной казни, если на основе их показаний суд вынес смертный приговор, который были уже готовы привести в исполнение. Но все ли так просто и буквально на самом деле?

Клеветник, лжесвидетель, распространитель злых слухов называется Писанием «сатан» (по-еврейски) и «диавол» (по-гречески). Сейчас можем себе представить, какой природой наделяется такой человек. По своей природе и по имени он приравнивается к сатане, диаволу, что является олицетворением зла, лжи, насилия.

Для служащего Единому Богу человека единственным Свидетелем всех его поступков мог быть только Единый Бог. Лжесвидетельство покушается на ту Истину, которая есть отражение божественной реальности в нашем сознании. Свидетельство связано прежде всего со способностью человека говорить. Говорящий об истине или истину есть служитель Истины. Даже мелочная реальность или мелочный факт нашей жизни является частью этой Истины. Говоря ложь, человек направляет свою способность свидетельствовать (то есть быть поборником Истины) в обратную сторону, в ту сторону, где его сознание отделяется от Истины. Лжесвидетель связывает свое сознание не с божественным присутствием, а с другой реальностью — без Бога. Это незаметная тропинка в греховную жизнь. Дальше просто начинается самое страшное — жизнь без Бога!

Ложное свидетельство против нашего ближнего является прежде всего нарушением заповеди «Возлюби ближнего своего», которая учит нас любить нашего ближнего как образ и подобие невидимого Бога. В свою очередь эта же заповедь учит нас исполнять главную заповедь всего Писания: «Возлюби Бога твоего всем сердцем, всей душой, всеми силами». Сказав неправду, человек приобретает сознание, не нуждающееся в Боге. Как и нарушение всех остальных заповедей, нарушение этой является смертным грехом не потому, что оно доставляет проблемы в жизни какого-либо человека, запутав реальность, а потому, что оно отрывает сознание лгущего человека от Бога и погружает его в безбожное бытие, а безбожное бытие есть смерть. Помните, что произошло с осуждавшими Христа? Это были люди, привыкшие к жизни во лжи, то есть в другой реальности. Вернее, не в реальности, а в ирреальности! Не в жизни, а в смерти… Изберем же жизнь!

P.S. Бывает, спрашивают священника, говорить ли смертельно больному родственнику диагноз-приговор или лучше «смиловаться над ним» и обмануть его? Конечно, говорить, и в этом случае правда является почвой для его возможного покаяния перед лицом грядущего рождения в вечность.

Протоиерей Алексий Васин
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter