Спустя долгие годы сочинение все-таки вернулось в списки выпускных экзаменов в российских школах

Чем кормила свою мать бедная Лиза

Спустя долгие годы сочинение все-таки вернулось в списки выпускных экзаменов в российских школах

Фото Юрия Строкова
Фото Юрия Строкова

У инициативы было много сторонников и противников. Сторонники утверждали: современные дети разучились формулировать свои мысли на письме. А это значит, что постепенно они разучатся думать, размышлять, анализировать, привыкая потреблять готовые информационные продукты. Противники называли эту меру слишком радикальной: ведь это дополнительный стресс и дополнительный риск не поступить в вуз – если сочинение будет написано на плохую отметку. Но все-таки инициатива была одобрена руководством страны.

3 декабря старшеклассникам российских школ впервые за многие годы вновь предстояло продемонстрировать, насколько хорошо они способны излагать мысли на бумаге, рассуждать, оценивать и анализировать, применяя знания в области литературы и истории. На написание «шедевра» давалось 3 часа 55 минут. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья продолжительность написания сочинения была увеличена на 1,5 часа. Рекомендуемый объем сочинения – 350 слов, минимально допустимый – 250 слов. Писались сочинения на специальных бланках. С собой – только черная гелевая ручка, паспорт, необходимые лекарства и питание. Смартфоны, планшеты, фото– и видеотехника строжайше запрещены!

В каждом часовом поясе – свой список тем. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летие Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем живы люди» – такие приблизительные темы были отобраны Минобрнауки для Москвы.

А точные формулировки тем учащиеся узнали за 15 минут до экзамена.
 
Оцениваются сочинения сейчас по системе «зачет/незачет». Школы оценивают работы учащихся по пяти критериям: соответствие теме, аргументация и привлечение литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи и, наконец, грамотность.

10 декабря выпускники узнали свои результаты, которые, кстати, станут допуском к Единому государственному экзамену в конце учебного года. Вузы оценят работы абитуриентов уже гораздо строже. Будут также учитываться соблюдение в сочинении речевых норм, правил орфографии, грамматики и пунктуации, фактическая точность.

Долгое время в России выпускные школьные сочинения были не только пропуском во взрослую жизнь, но и источником юмора. Достаточно вспомнить широко цитируемые отрывки из наиболее «удачных» работ. «Петр Первый соскочил с пьедестала и побежал за Евгением, громко цокая копытами». «Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись и раздался выстрел». «Бедная Лиза рвала цветы и этим кормила свою мать»... И так далее. Не исключено, что и в этом году подобных веселых моментов также будет немало – особенно учитывая то, что читают сегодняшние школьники гораздо меньше авторов вышеперечисленных «перлов»…

Но зачастую за нелепой ошибкой может скрываться обычная невнимательность вовсе не бездарного, доброго, воспитанного ребенка. Главное – разглядеть это. Хочется надеяться на то, что выбранный широкий спектр критериев оценки позволит комиссиям объективно оценить сочинения, а главное – душевные качества и интеллектуальные способности их авторов.

Как работает российская школа: ожидания и результаты

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, какие функции, по мнению россиян, современная школа должна выполнять в первую очередь и насколько эффективно она с ними справляется.

Школа должна прежде всего давать знания и воспитывать – считают три четверти опрошенных, имеющих детей или внуков школьного возраста (соответственно 79% и 74%). С выполнением образовательной функции, по мнению родителей, современные учебные заведения справляются лучше всего – индекс* составляет 69 пунктов (35% уверенно ставят преподавателям за их работу высокую оценку, а 45% – «средний балл»). А вот работу учителей по развитию в детях моральных качеств оценивают существенно ниже (55 п.).

Родители также отмечают важность эффективной организации взаимодействия учителей и учеников (52%) и в целом положительно отзываются о реализации данной задачи (значение индекса – 65 п.). Учителя должны мотивировать детей на самообучение – убеждены 47%, при этом работу в этом направлении 44% оценивают «средне» – показатель, измеряющий оценку родителями данной функции школы, составляет 47 п.

Чуть менее половины опрошенных (44%) говорят о необходимости предоставить учащимся возможность разнообразить свой досуг (в спортивных секциях, кружках и т. д.). Две трети респондентов (69%) полагают, что в той или иной степени школа с этим справляется (индекс – 50 п.). Еще 44% отмечают обязанность школы по обеспечению детей необходимыми учебниками, материалами и инвентарем. Показатель, отражающий мнение родителей о том, насколько хорошо школа выполняет данную задачу, равен 54 п. (только 17% родителей полагают, что действия в этом направлении не эффективны).

От учебного заведения также ждут оказания дополнительной помощи и поддержки детям из неблагополучных семей (41%), однако, по мнению респондентов, реализована данная задача пока не слишком удачно – среди всех обязанностей школы выполнение данной функции оценивают ниже всего – индекс 44 п. Наконец, прямую функцию школы – по оценке знаний учеников – считают значимой 41% опрошенных, при этом оценивают уровень ее реализации выше многих других – индекс 67 п.

Индекс* показывает, насколько хорошо школа выполняет каждую из своих функций, по мнению родителей учеников. Показатель рассчитывается как разность между суммой ответов «хорошо выполняет», «средне выполняет» и ответом «плохо выполняет». Индекс может принимать значение от – 100 до 100 пунктов. Чем выше значение индекса, тем лучше мнение родителей о том, как школа выполняет соответствующую функцию.

Маргарита ЧАПЛИНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter