Можно ли запретить гражданину утонуть?

Человек за бортом

В Беларуси с начала года утонули более 100 человек, почти половина из них — 45 человек — в мае. «Обстановка становится тревожной. На 4 июня в республике утонули 102 человека, из них 8 — несовершеннолетних», — бьет тревогу председатель республиканского государственно–общественного объединения «Белорусское республиканское общество спасания на водах» Анвар Игамбердиев. Ситуацию с утопающими обсуждают участники нашего дискуссионного клуба. Один из них считает, что в стране необходимо проводить превентивные мероприятия, для того чтобы сократить количество смертей на воде. Второй убежден, что любые действия тут бессмысленны: человека, лишенного инстинкта самосохранения, никакими запретами не остановить.


Спинной мозг не сшивается

19 мая в Витебске в ледяной воде глубокой речки поплавком прыгает мужчина в рыбацком костюме, обвязанный шнурками с грузом, хватает ртом воздух, уходит на дно — и так несколько раз. Женщины на берегу истошно орут, дети плачут, собаки лают, а проходящий мимо милиционер, заметив переполох, без раздумий кидается в воду — спасать! Доставать из реки несчастного. Как позже выяснилось, витебчанин повздорил с домашними и решил себя притопить, но служитель порядка не дал ему ни единого шанса захлебнуться в вонючих водах Двины, вытолкнул по направлению к берегу. Месяцем раньше в Минске школьник бросается на помощь пенсионерке, провалившейся под лед Цнянки, вытаскивает ее из воды задолго до приезда спасателей, приводит в чувство.

В обоих случаях, Дмитрий, сознательные люди запретили согражданам утонуть, спасли их, вытащили из черной воронки, фактически подарили вторую жизнь. А по твоей логике должны были махнуть рукой и мимо пройти — чему быть, того не миновать. Так получается? Никогда не соглашусь с такой позицией: даже если превентивные меры спасают одного ребенка (а по статистике, только вдумайся, за купальный сезон мы теряем их в воде столько же, сколько в автомобильных авариях и на пожарах — смотри информацию на сайте Минской городской организации ОСВОД), значит, без устали надо их принимать. Когда в наших школах ввели обязательную программу обучения плаванию детей, нам завидовала соседняя Латвия, где цифры утопленников еще печальнее, чем у нас. Конечно, детей нужно обучать плаванию. Это подтверждает опыт Скандинавских стран, им удалось в четыре раза сократить количество утопающих, когда в школах обязательным предметом ввели плавание и в целом моду на здоровый образ жизни. Другое дело, что в Минске, как и в областных городах, бассейнов пока недостаточно, записаться родителю с ребенком на водные процедуры — это целый квест. И ведь все знают, что плавание, в принципе, одна из самых полезных оздоровительных мер для людей с проблемами спины — у кого их сейчас нет? И я просто мечтаю о том времени, когда в каждом микрорайоне города рядом с продуктовыми магазинами все–таки начнут строить физкультурно–оздоровительные комплексы с современными бассейнами. В моем районе один такой строили, уж как я на него надеялась, считала дни до открытия. Но в итоге на этом месте вместо ФОКа открылся гипермаркет, и вот — плавай где хочешь.

Естественно, горожане в сильную жару просто вынуждены выбирать водоемы в черте города или поблизости. В прошлые выходные «Остров птиц» в Парке Победы напоминал мемы с китайских пляжей, когда люди с матрасами, полотенцами, плавательными кругами и мангалами лежат друг на друге или стоят плечом к плечу, чтобы не занимать много места. На скудном клочке земли у воды Комсомольского озера я была явно лишней. Уехала на дачу к знакомым в агрогородок Гатово. О, ужас, какого цвета вода в местном водохранилище — бассейне «Вторчермета». Но даже там люди купались, в основном нетрезвые. Я прогулялась по городку: без преувеличений на каждом шагу улицы Металлургической есть торговая палатка с винно–водочными изделиями или продуктовый магазин, еще церковь, аптека — и все на этом, других активностей не заметила. Если уж вариантов досуга для граждан так мало, то можно, наверное, водоемы начинать чистить, обустраивать парки, зоны отдыха — как–то предупреждать эти стихийные пьяные пикники на берегу, в результате которых в основном смерти на воде и случаются.

Понятно, что правила ОСВОДа, они, как и заповеди, непостижимым образом составлены настолько идеально, что их немедленно хочется нарушить. Я читаю и горько улыбаюсь: «Никогда не входите в воду в нетрезвом состоянии». Комментарии излишни. «Исключить алкоголь — и страна поздоровеет через две недели», — уверен доктор Ладутько, заведующий отделением сочетанной травмы БСМП. Геннадию Петровичу ежедневно приходится латать спины ныряльщиков, которые, увы, часто из воды выходят сразу в инвалидное кресло: медицина пока не знает способов разорванный спинной мозг сшивать. Тут, Дмитрий, нелишним будет напомнить плакат из нашего с тобой советского детства: «Не рекомендуется купаться в опасных и запрещенных для этого местах». Если человек неудачно прыгает с моста или гидросооружения вне зоны действия спасателей — он должен понимать, что, скорее всего, обречен. И с этим знанием каждый раз к краю бездны и подходить.

Есть такая цифра: в основном пострадавшие ныряльщики — это молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, редко — 35 лет и старше. И вновь зона риска очерчена — работать нужно с подростками и молодыми людьми, наглядно демонстрировать последствия необдуманных прыжков в воду. Это очень серьезная проблема, достаточно просмотреть сводки из отделений травматологии летом. Как любой родитель, ты наверняка объясняешь своим детям некоторые правила поведения и на воде в том числе. Почему же в таком важном вопросе отстаиваешь позицию бездействия? Не понимаю.

Виктория ПОПОВА.

viki@sb.by

Личный выбор утонуть

А вот передергивать, Виктория, не надо. Да, я убежденный сторонник лозунга из клуба «Картонажник»: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Но не в том смысле, что призываю равнодушно проходить мимо идущего ко дну несчастного. Исключительно в профилактическом ключе. Ведь в абсолютном большинстве случаев свой путь в утопленники люди проходят по собственной инициативе и даже с какой–то фатальной настойчивостью, достойной премии Дарвина. Вот тебе совсем свежий пример. В конце мая в водоеме у деревни Вишнево утонула молодая женщина. Причем со второй попытки. Отдыхали в компании, выпивали, она решила освежиться и пошла ко дну. Друзья вытащили, отругали, попросили в воду больше не лезть. Но отвлеклись, а она обратно. На этот раз уже без вариантов. Водолазы нашли тело лишь спустя несколько дней. Сиротами остались трое детей.

Ты, Вика, всерьез считаешь, что от подобных случаев на 100 процентов уберегут спасательный пост и уроки плавания в детстве? А я вот очень в этом сомневаюсь. Нет, инфраструктура в оборудованных для купания местах, безусловно, нужна. И она, насколько я знаю, есть. Но давай будем реалистами. В Беларуси более 20 тысяч рек и свыше 10 тысяч озер. На каждом метре их берегов спасателя не поставишь. И даже если поставишь, обязательно найдется «герой», который дождется, когда он отвернется, чтобы сигануть к русалкам.

Еще пример из жизненных наблюдений. Болгария, Созополь. Море основательно штормит. На спасательной вышке поднят красный флажок — купаться запрещено. Сам спасатель уже цвета баклажана от натуги, изо всех сил дуя в свисток. Потому что наш турист, самоотверженно борясь со сбивающими с ног волнами, упорно лезет в воду, да еще и тащит за собой ребенка. Показывает неприличные жесты в сторону вышки, а мать семейства на берегу заходится от смеха. Что это, Вика? Безумство? Отвага? По мне, так классическое слабоумие.

И именно такие настойчивые кандидаты в утопленники чаще всего и достигают цели, к которой стремятся. Вникни, Виктория, в статистику ОСВОДа чуть глубже. А в абсолютном большинстве случаев люди тонут отнюдь не на пляжах. Именно в диких местах, на технических водоемах и даже в мелиоративных каналах. Твой пример из Гатово — просто классика жанра. Вот я, например, не могу себе представить, что меня может заставить искупаться в ржавой воде «Вторчермета». А ты бы полезла? Уверен, что предпочтешь хоть и «перенаселенный», но все же оборудованный всем необходимым «Остров птиц». А может, направишься в сторону Минского моря. Не надо грешить. Хватает в столице и вокруг мест для отдыха у воды. И добраться до них, даже не имея автомобиля, легко и удобно. Но если заплетающиеся от чрезмерно употребленного алкоголя ноги способны донести только до ближайшей лужи, кто тому виной? Небдительный спасатель? Городские власти, эту лужу не обустроившие? Согласись, Виктория, вопрос этот исключительно риторический.

В поиске причин несчастных случаев в несовершенстве инфраструктуры, в отсутствии обязательных школ плавания я, Вика, ничего, кроме попытки переложить ответственность за собственную безопасность на кого–то, не вижу. Да, соглашусь, детей плавать учить необходимо. Но почему это надо ставить в обязанность кому–то, избавляя от нее родителей? Ты, говоришь, ждала ФОК у дома? Но на другом конце этой же улицы есть БОК — банно–оздоровительный комплекс. С бассейном. Пусть не спортивным, но достаточным для того, чтобы привить ребенку навыки держаться на воде. Чем, к слову, я в свое время с успехом пользовался сам. И таких объектов в Минске тоже предостаточно. Мы же, похоже, совсем стали разбалованными, мечтая об олимпийских пятидесятиметровых дорожках чуть ли не в каждом дворе.

Пойми, Вика, хруст сломанных шейных позвонков вдруг раздается там, где человек разумный даже случайно окажется вряд ли. Например, у шлюза на техническом водоеме ТЭЦ–4. Во время велопрогулок в окрестностях в сезон я там частенько вижу безумцев, соревнующихся в глупой и смертельно опасной лихости, ныряя с края гидротехнического сооружения. Что может оказаться на дне, не угадаешь. Кто еще будет виноват, не дай бог, в трагедии, кроме их самих?

Все это, Вика, я к тому, что, разумеется, нужны и оборудованные места для отдыха, и эффективные спасательные службы. Но только не надо путать спасателя со всемогущим спасителем. Он помощник в сложной ситуации. Но только тому, у кого на плечах есть действительно голова, способная соображать. Человеку, не утратившему главный инстинкт любого живого организма — самосохранения. В противном случае путь в царство Нептуна практически неизбежен.

Дмитрий КРЯТ.

kryat@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter