Человеческий фактор

Какой информационный образ сегодня у Союзного государства?

Образ Союзного государства создают конкретные люди

Страны с общей историей, разговаривающие на одном языке и смотрящие в одном направлении, как и люди, пожалуй, неизбежно должны быть вместе, несмотря ни на какие перипетии. Таков принцип взаимоотношений между Беларусью и нашей восточной соседкой уже третье десятилетие.

В результате жители обоих государств получили свободу передвижения и равные права, а многие вопросы решаются сообща. Так, только за 2000—2011 годы на финансирование 56 совместных программ и проектов из бюджета Союзного государства было выделено около 40 млрд. российских рублей, еще более 4,2 млрд. рублей затрачено в прошлом году на 15 программ и 29 мероприятий. Насколько они эффективны и какой информационный образ сегодня у Союзного государства, обсуждали на экспертно-медийном форуме-семинаре, собравшем в Москве ведущих журналистов, экспертов, политологов и ученых двух стран.

Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота отметил: «Наиболее продвинутая часть наших программ — социальная. Мы стремимся к тому, чтобы жители государств, входящих в эту интеграционную систему, не чувствовали себя чужими. Тогда сразу из этого вытекает и экономическое развитие, и энергетическое, и научно-техническое, военное. После принятия Россией двух важных документов — касательно участия белорусской стороны в прямых конкурсах на поставку амуниции в вооруженные силы и указа о возможности заключения сделок оборонных предприятий двух стран — резко увеличился объем контрактных связей, до 3 млрд. российских рублей. Надо сказать, что речь идет не о сугубо военных делах, а о технологиях двойного назначения».

Вместе с тем эксперты указывают и на недоработки, которые невооруженным глазом могут быть и не видны. Так, правоприменительная практика и внедрение подписанных договоренностей хромают, жесткие регуляторы рынка и промышленной политики отсутствуют, нерешенным остается и вопрос интеллектуальной собственности. Григорий Рапота считает: «Если мы будем отталкиваться от интересов людей, то найдем верные пути, чтобы создать взаимокомфортные условия на территории двух государств».

Но пока этот аспект трудно решить даже в более узком сегменте — в доступности средств массовой информации. Такую проблему озвучил Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Российской Федерации Игорь Петришенко: «Нынешнее белорусско-российское информационное поле все еще похоже на улицу с односторонним движением. Белорусам доступны ведущие телеканалы России, у нас можно без проблем приобрести российские периодические издания, на территории Беларуси их распространяется свыше 4 тыс. Наши же информационные возможности в России несравненно ниже, при том что интерес к белорусской тематике есть. И он немалый». Главный редактор ТРО Александр Минаков дополняет коллегу: «Тем не менее в российских СМИ в последние шесть лет информация о Беларуси ограничивалась освещением скандальных ситуаций. И хотя госканалы обязаны часто и объективно рассказывать о взаимоотношениях государств, административной поддержки на высшем уровне эта идея не получила. Ведь ТРО всего лишь спутниковый кабельный канал, вещающий на территории России до Урала».

В то же время недавний опрос российской негосударственной исследовательской организации «Левада-Центр» показал: 85 % россиян на вопрос, как они относятся к белорусам, ответили «хорошо» или «очень хорошо». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter