Срок обращения именных приватизационных чеков «Имущество» — по 30 июня 2019 года

Чеки сохранили? Правильно сделали

Установлен новый срок обращения именных приватизационных чеков «Имущество» — по 30 июня 2019 года. Такое решение оформлено постановлением Совета Министров № 79, вступающим в силу с 1 июля. Последний раз чековая приватизация продлевалась на трехлетний период в 2013–м. В Госкомимуществе не исключают, что нынешняя пролонгация — последняя.

Анна Корниевич.

Однозначного ответа на вопрос, лучше держать эти цветные бумаги с изображением Мирского замка при себе или вложить в дело, нет. Ведь чеки «Имущество» вкладываются в то или иное предприятие путем покупки его акций. А оборот ценных бумаг, как известно, относится к рискованным видам деятельности. К тому же однажды вложенные чеки вернуть или перевложить уже невозможно. Получается лотерея — вполне можно прогадать. Да и обменять «Имущество» на чеки «Жилье» теперь нельзя. Неудивительно, что люди осторожничают. По информации заместителя начальника главного управления имущественных отношений Госкомимущества Анны Корниевич, сегодня на руках у населения остается 39,7 процента неиспользованных чеков — около 170 миллионов штук. Но и ждать у моря погоды — занятие неблагодарное:

— Надо понимать, что чек — это не ценная бумага, сама по себе приносящая доходы. Это документ, дающий лишь право на безвозмездное приобретение государственного имущества.

Список приватизируемых предприятий, акции которых обменивают на чеки «Имущество», имеется на сайте Беларусбанка. Но совершить такой обмен можно лишь по месту жительства, поэтому логичнее уточнять списки в местных отделениях этого банка. По состоянию на январь 2016 года в них попадаются и довольно известные предприятия. Например, Пружанский льнозавод и Оранчицкая птицефабрика на Брестчине, Витебский мотороремонтный завод и Полоцкий молочный комбинат на Витебщине, Речицкий завод «Термопласт» и фабрика «Полеспечать» на Гомельщине. А также «Лида–Агротехсервис» и ЖЭС Волковыска в Гродненской области, радошковичская «Белхудожкерамика» — в Минской, отель «Турист» и Чаусский завод ЖБИ — в Могилевской. И это не считая райагросервисов, транспортных и строительных акционерных обществ. Пожалуй, лишь для минчан выбор скудноват — «Минсксельстрой», «Заславльбурвод», «Автоспецстрой» да трест «Белстромремонт». Подобное Анна Корниевич объясняет в том числе и пассивностью самих держателей чеков:

— Небольшое количество акционерных обществ, акции которых находятся в обмене на чеки «Имущество», связано с тем, что новые акции для обмена поступают по мере спроса. А он минимальный. Кроме того, по закону о приватизации в обмен мы можем направлять лишь акции обществ, созданных до 1 января 2011 года. Ценные бумаги обществ, созданных после этого периода, обмену на чеки «Имущество» не подлежат.

Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы чеки могли обмениваться на акции высокодоходных предприятий, дающие весомые дивиденды. Но общемировой кризис диктует свои законы. Реалии таковы, что львиная доля прибыли предприятиями направляется не на выплату дивидендов, а на свое развитие. Тем самым делается задел на будущее. И нынешняя пролонгация — также один из элементов такого задела. Закрыть чековую приватизацию в нынешнем году означало бы начать выплату компенсаций за неиспользованные чеки. Полученные по номиналу — 4.400 рублей за чек — суммы ощутимых богатств держателям не принесли бы. Но для экономики страны потеря более чем 700 миллиардов рублей сказалась бы не лучшим образом. В течение же трех лет, глядишь, кризис останется в прошлом, а список акционерных обществ станет куда привлекательнее.

osipov@sb.by

Советская Белоруссия № 20 (24902). Среда, 3 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter