Слово раввина: чего от нас ждет Всевышний?

Чего от нас ждет Всевышний?

Так или иначе каждый из нас задает этот вопрос хотя бы раз. Он непростой, ответы на него мы ищем в течение нашей жизни. Так как мы говорим со Всевышним, но в ответ не слышим его голоса, а воспринимаем ответы по происходящему, нам важно знать и понимать инструменты общения.

В Торе, в книге Бемидбар (29:1), еврейский Новый год, который в 2022-м начнется вечером 25 сентября, назван Днем трубления (в шофар, музыкальный инструмент). Псалом 98 объясняет, что голосом шофара мы славим Всевышнего. Некоторые в звуках шофара слышат голос человека, а Талмуд (трактат «Рош ха-Шана») — и тревогу мужчины, и плач женщины.

Разные типы трубления в шофар — длинный звук (ткия), прерывистый (шварим), точечный (труа) — достаточно символичны. В Махзоре «Устремленность Души», напечатанном в Иерусалиме в 2003 году, приведены толкования раввина XV века Ицхака Арана. Ткия — это символ праведников, труа — злодеев, а шварим — символ тех, кто находится в промежуточной категории. Таким образом, мы трубим не только звуки, разные по длительности и частоте, но и звуки, символизирующие понятие праведности, греха и раскаяния.

Не секрет, что ритм и сама музыка имеют серьезное и глубокое значение в жизни человека. Внутри нас стучит сердце, рядом каждую секунду мы слышим различные звуки. И тот факт, что звук шофара звучит в месяц Элул, задолго до Рош ха-Шана, говорит, что восприятие звуков и раскаяние — это процесс, который требует немало, в том числе сил и времени.

На этой неделе в урочище Ивановщина Логойского района состоялось перезахоронение более 1 тысячи расстрелянных в годы Великой Отечественной войны жителей Беларуси. Согласно заключению экспертов, более половины извлеченных на этом месте останков принадлежат женщинам и детям. Возраст погибших — от грудного и до 70 лет. Большинство из них были еврейской национальности.

Церемония перезахоронения, в которой приняли участие представители власти и общественных объединений, верующие разных конфессий, прошла тоже в месяц Элул, время раскаяния и трубления в шофар, а именно 30 ­августа. В конце церемонии я подумал о том, что Всевышний знает о прошлом и будущем, знает о том, что мы, люди, не всегда способны прий­ти к пониманию и действию за короткий период времени. Но Всевышний наверняка ждет от нас готовности к тому, чтобы мы задавали вопросы и искали ответы, исправляли то, что можно исправить, будь то в определенный месяц или даже спустя годы.

Звук шофара, звуки молитвы, равно как и другие звуки и изображения, которые воспринимает наш мозг, — это одновременно и традиция, и окружение, и опыт, и вдохновение. Важно продолжать задавать этот сложный и, может, одновременно простой вопрос: чего от нас ждет Бог? И тогда мы сможем открыть в себе много нового и полезного, внести в жизнь больше красок и смысла, памяти и благословения.

Раввин Григорий АБРАМОВИЧ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter