Чего изволите?

Покупатели не в обиде, если на прилавке отсутствуют щупальца осьминога, и недовольны, если в продаже нет лаврового листа
Покупатели не в обиде, если на прилавке отсутствуют щупальца осьминога, и недовольны, если в продаже нет лаврового листа

Читатели наверняка еще помнят времена, когда мясо мы покупали в одном магазине, сыр — в другом, а сгущенку и вовсе у соседки — товароведа универсама. Не потому, что в одном мясо лучшее в городе, а в другом — сыры элитных производителей, а исключительно из–за скудости ассортимента торговых точек. Побывав в 90–х «на экскурсии» в заграничном супермаркете, думали: там есть все... Теперь же, когда супер– и гипермаркеты появились и в Беларуси, мы знаем: там есть далеко не все. Так чего же нет в крупнейших магазинах страны?

Хочу то, не знаю что...

Первым делом я направилась в ближайший супермаркет. Блуждая меж стеллажей, пыталась припомнить какой–нибудь редкий деликатес, который когда–либо ела. «Простите, а филе акулы у вас есть?» — после долгих раздумий интересуюсь у консультанта. «Да, пройдите, пожалуйста, в рыбный отдел», — без запинки отвечает он, словно я спросила, где найти поваренную соль...

— Как–то раз покупатель осведомился, есть ли в продаже лягушачьи лапки, мы все оптовые базы обзвонили — тщетно, их нигде не было, — рассказывает Марк Колесник, директор одного из крупных магазинов в минском микрорайоне Сухарево. — Кстати, хорошо, что вы напомнили: клиенты несколько раз спрашивали болгарский соус «Лютинеца» — обязательно дам задание товароведам его найти.

Дайте жалобную книгу!

А в супермаркете одной крупной столичной торговой сети завели книгу неудовлетворенного спроса, в которой каждый может ответить на вопрос: «Чего я не купил?» Всего за две недели в ней — с десяток записей! Впрочем, никакой экзотики наподобие королевских креветок или филе осьминога я на страницах так и не нашла, покупатели жаловались на отсутствие в продаже хозяйственного мыла и лаврового листа, а также творожных сырков, взбитых десертов и мороженого с корицей, карамелью и ароматом яблока.

— Наши клиенты — люди не слишком привередливые, — говорит администратор магазина Татьяна Станилевич. — Покупают чаще всего простые и привычные каждому белорусу продукты: хлеб, молоко, колбасу, фрукты и овощи, шоколад, бытовую химию. А уж если захотелось устриц, проще заказать изысканное блюдо в ресторане, чем готовить его самостоятельно.

А вот управляющая департаментом инноваций и развития минского гипермаркета Анжелика Толстых припомнила один случай, когда вопрос покупателя поставил сотрудников в тупик:

— Побродив по торговому залу, подошел к продавцу и спросил, есть ли в продаже капа, — рассказывает она. — Тот впервые слышал это слово, призвал на помощь коллег, администраторов, дирекцию... Совместными усилиями мы выяснили, что капа — это специальная пластина, защищающая зубы боксера от ударов соперника по рингу. К сожалению, ничего подобного у нас не оказалось.

Разгадка того, почему клиенты не просят завести чего–нибудь этакого, проста: по словам Анжелики Толстых, три четверти товаров из 40–тысячного ассортимента гипермаркета рассчитаны на людей обеспеченных и богатых, и то, что для кого–то экзотика, для них — нечто само собой разумеющееся. Случается, правда, покупатели возмущаются отсутствием в продаже мебели, ниток, обоев, гвоздей и шурупов в широком ассортименте, но неспециализированные магазины такими товарами, в принципе, не торгуют.

Неисполнение желаний карается законом

Как ни странно, но даже в самом большом маркете может не оказаться исконно белорусского продукта. Например, тривиальнейшей редьки я не нашла ни в овощных магазинах, ни в двух крупных супермаркетах, купить ее удалось только в столичном ГУМе...

— Несоблюдение ассортиментного перечня — очень серьезное нарушение правил торговли и наказание за него предусмотрено суровое, вплоть до лишения лицензии, — комментирует Василий Паринов, председатель Минской городской организации защиты потребителей. — Совместно с другими ведомствами мы регулярно проверяем работу магазинов и подобные факты выявляем нередко, хотя жалоб от самих потребителей за последние 10 лет не получали.

Не жаловались несостоявшиеся покупатели на отсутствие в продаже крокодиловых яиц или козьего молока и в отдел организации торговли главного управления потребительского рынка Мингорисполкома.

— Все виды отечественной продукции на прилавках магазинов присутствуют! — убеждена его начальник Татьяна Костюк. — Перебои с поставками иногда случаются, не без этого, но люди всегда могут поискать нужное в соседнем торговом объекте.

Понятно, что ни один, даже самый огромный, маркет не способен вместить все придуманные человеком и природой товары, да и разорился бы он быстро — не каждый же день мы варим себе черепаховый суп и запиваем горькую таблетку соком мангостана. Их отсутствие покупатели с легкостью простят магазину, однако вряд ли вновь проголосуют за него кошельком, не найдя там простого кефира или морской капусты...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter