ЧАСТНЫЕ ПОДВОРЬЯ – не частное дело

Правительство приняло ряд мер, чтобы заинтересовать крестьян в развитии личных подсобных хозяйств. Корреспонденты «НГ» попытались выяснить, достаточные ли это меры Ирина Щакович из деревни Видевщина Молодечненского района не представляет жизни без большого дома и своего хозяйства

Реализуемая в стране Государственная программа возрождения и развития села делает жизнь крестьян более комфортной и удобной. Растет количество агрогородков, укрепляется их социальная база, стираются различия между городом и деревней. Вместе с тем все отчетливее проявляется и другая тенденция: из года в год сокращается количество личных подсобных хозяйств. Только за последний год поголовье коров в частном секторе уменьшилось на 50 тысяч. Владельцы частных подворий стали меньше продавать государству молока, мяса, овощей. В масштабах страны получаются существенные потери, если учесть, что в общем объеме сельскохозяйственной продукции на долю подсобных хозяйств приходится почти третья часть. Что же необходимо сделать для рывка в аграрном секторе и увеличения производства качественной и конкурентоспособной продукции?

Причин, почему владельцы частных подворий стали меньше продавать государству сельскохозяйственной продукции, несколько, в том числе и демографическая. Сельское население стареет, и многие пожилые люди просто физически уже не могут держать хозяйство. А молодежь не особо к этому стремится. Дескать, проще и дешевле купить молоко и мясо в магазине. Но главная причина, по мнению специалистов, — слабая экономическая заинтересованность крестьян в производстве продукции на частных подворьях. Чего греха таить, это занятие по-прежнему связано с высокими издержками и риском.
Есть стимул, будет и продукция
...Для увеличения объемов производства сельхозпродукции владельцам частных подворий нужны дополнительные стимулы. С этой целью правительство приняло на днях соответствующее постановление.
Как сообщил заместитель начальника управления совершенствования экономического механизма хозяйствования Минсельхозпрода Владимир Красовский, в следующем году оплата услуг по закупке молока у населения организациями, перерабатывающими молочную продукцию, будет производиться в размере 20 процентов от закупочной цены молока первого сорта. Размер надбавки за один литр составит 75 рублей. К слову, сегодня литр молока первого сорта у населения закупается по 665 рублей. Надбавка за килограмм картофеля составит 150 рублей. За молодняк крупного рогатого скота живым весом 100 килограммов и менее, закупаемый организациями для доращивания и откорма, предусмотрена надбавка в размере одной тысячи рублей за килограмм.
По предложению Минсельхозпрода предусмотрено создать равные условия по обеспечению кормами, оказанию услуг и их оплате для всех сельчан, ведущих личные подсобные хозяйства. Им планируется ежегодно выделять участки луговых земель для заготовки грубых кормов в расчете не менее двух тонн на одну голову КРС.
Еще один важный вопрос — стоимость комбикорма, один килограмм которого сегодня в отдельных регионах почти в полтора раза превышает закупочную цену литра молока. По словам Валерия Красовского, предельные торговые надбавки на комбикорма, реализуемые населению, должны быть не выше 15 процентов к отпускным ценам организаций-изготовителей. Упрощается также выдача льготных кредитов на развитие сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах.
Эти и ряд других мер, по мнению специалистов, должны повысить заинтересованность владельцев личных подворий в увеличении объемов производимой продукции.

Копейка в семейный бюджет

— Сегодня скотину люди держат из разных соображений, — хитровато улыбаясь, просвещал горожанку сельский мудрец. — Есть среди хозяев даже те, кто откармливает бычка или кабанчика исключительно из гурманских пристрастий. Никогда магазинные деликатесы не сравнятся с деревенскими “прысмаками”.
Есть и такие, кто не может расстаться с живностью из-за одиночества. Та же коза Машка — все-таки живая душа на дворе... Сельчане самого уважаемого возраста не уведут корову со двора, пока есть силы. Хотя более “современные” считают, что не стоит горбатиться, когда даже в глухую деревню автолавка привозит и сметану, и молоко.
Тем не менее для многих собственное подворье — это возможность не только вкусно и сытно накормить семью, но и выручить дополнительную копейку для семейного бюджета.
К примеру, замечательная многодетная семья Будич из Лепельского района, в которой подрастают пять славных девчонок, держала четыре коровы. Сегодня осталось три. Говорят, тяжело, да и с пастбищем бывают проблемы... У Василия Куртова — пять коров, у Валентины Сермяжко — три коровы и телка...
— Это примеры действительно великих тружеников, — подчеркнул председатель Лепельского райсовета Николай Мисюра. — И они есть в каждом сельсовете. Хотя за последние годы наметилась тенденция к уменьшению поголовья скота.
Оно и понятно, ведь содержание подворья — огромный труд. И если его результаты неадекватны вложенным силам и средствам, то неизбежно и сокращение производства. Количество коров в районе нынче снизилось почти на 400 голов. Хотя государству молока с личных подворий продано на 24 процента больше, чем в 2007 году. Парадокса тут нет: сказывается забота о людях. Только один сельсовет из восьми не имеет КУПа — специального предприятия, которое оказывает услуги хозяевам в обработке огородов, заготовке кормов, уборке урожая.
Крестьяне, особенно пожилые, не всегда знают такие слова, как диспаритет цен, но на пальцах готовы объяснить явную несправедливость. Это когда “литр сладкой воды стоит дороже молока”, фактически незаменимого продукта. Поэтому повышение закупочных цен, выделение пастбищ и сенокосов, создание специальных центров, где можно получить любую помощь и консультацию, возможность взять кредит и вообще внимание к хозяевам, которые не перевелись еще в белорусской деревне, сельские жители расценивают как одно из направлений возрождения и развития села.

Ощутимая прибавка

Николаевский сельский исполнительный комитет Светлогорского района Гомельской области — один из лучших по закупке молока от частных подворий не только в своем районе, но и в регионе в целом. За прошлый год здесь было закуплено и сдано государству 640 тонн молока, за одиннадцать месяцев нынешнего года — 683 тонны.

Закупается молоко в восьми населенных пунктах. Ценного продукта от подворий поступает в среднем 250—300 литров, максимально может быть и 500. Если исходить из установленной государством закупочной цены — 665 рублей за сданный литр, то к бюджету сельской семьи получается неплохая прибавка порядка 200 тысяч рублей и больше. Плюс к этому еще и доплата, начисляемая в соответствии с количеством коров в частном хозяйстве, участвующем в сдаче молока. На территории Совета есть семьи, где содержится по две и даже три буренки. За прошлый год 15 человек сдали свыше 5000 тонн молока.
Условия для того, чтобы стимулировать людей сдавать излишки молока, неплохие, считает секретарь Николаевского сельского исполкома Людмила Силивончик. Однако есть ряд нюансов, на которые стоит обратить внимание. Хотя закупочная цена не низкая — 665 рублей, она все же в два раза меньше той, по которой реализуется продукт после того, как его разольют в пакеты на предприятиях переработки. Не устраивает людей и установленный порядок доплаты. Он идет не от количества сданного молока, а от учета поголовья животных на подворье.
Несмотря на меры по поддержке сельчан в производстве сельхозпродукции, даже в лучшем исполкоме Светлогорского района отмечается общая тенденция сокращения поголовья животных на подворьях. Так, если в прошлом году их было 240, то в нынешнем — уже 219.
— Население, которое не представляет свой быт без домашнего хозяйства, стареет. А молодое поколение не хочет обременять себя лишней заботой,  предпочитая заработать больше денег и купить готовые продукты, — резюмирует Людмила Павловна.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter