Выставка к 120-летию Осипа Любича открывается в музее театральной и музыкальной культуры

Частные коллекционеры расчехлили холсты

Любич, Шагал, Цадкин, Царфин... Камерная, небольшая, но уникальная, сплошь состоящая из редкостей выставка, посвященная 120–летию художника Парижской школы Осипа Любича, открывается 25 марта в Музее театральной и музыкальной культуры. Корреспонденты «СБ» решили оценить выставку до того, как на нее попадут первые зрители — и не пожалели.


Зинаида Кучер.
Душистый хоровод
Скромный натюрморт маслом написан в 1950–е в мягкой манере и любимых художником пастельных тонах. Композиции с разнообразными цветами и букетами в вазочках и кувшинах в творчестве Любича встречаются часто: художник черпал вдохновение в любой из окружавших его мелочей, и прелесть цветов не оставляла его равнодушным.

Уроженец Гродно Осип Любич, так же как Хаим Сутин, Пинхус Кремень, Михаил Кикоин и другие представители блестящей плеяды белорусских художников, осевших в Париже, вернулся в наш культурный оборот недавно. Тем ценнее любая возможность поближе познакомиться с его творчеством и с работами его талантливых современников. «Вересковый мед в парижском «Улье» — такое название дали с виду скромной, но на деле, без преувеличения, драгоценной экспозиции, разместившейся в одном из залов Дома масонов в Верхнем городе.

Заведующая Государственным музеем истории театральной и музыкальной культуры Зинаида Кучер одновременно готовит аннотации к работам, продумывает, где и как разместить их в уютном зале наиболее выгодным образом:

— Уникальность экспозиции в том, что большую часть произведений зритель увидит впервые. Все они из частных собраний, а коллекционеры неохотно выставляют свое достояние.


Ах, Арлекино, Арлекино...
Работа под названием «Цирк» с грустно сидящим Арлекином — одна из череды разнообразных произведений на театрально–цирковую тему. Парижская карьера Осипа Любича началась с оформления кабаре на Монмартре, продолжилась деятельностью в качестве художника–сценографа. В 1930–е годы танцовщики, клоуны, персонажи комедии дель арте становятся постоянными персонажами картин Любича, раскрывающего нам мир цирковой арены, сцены и закулисья.

В некотором роде выставку в Доме масонов можно считать прорывом: действительно, уговорить коллекционеров продемонстрировать широкой публике свои сокровища — дело очень и очень непростое. Владельцы шедевров себя не афишируют, от интервью, как правило, отказываются. А тут музей, в котором толпой бродят экскурсанты!

— Нужно, чтобы коллекционеры поверили нам, — с жаром говорит о задаче музейщиков Зинаида Кучер. — В нашем государстве им открыты все дороги: люди могут приобретать предметы искусства и выставлять их. Владельцы произведений искусства не должны бояться музеев, наоборот: они должны приходить, выставлять свои жемчужины. Когда я задумывала эту выставку, я знала, что Любич хранится во многих частных собраниях. Также у нас представлена графика из корпоративной коллекции Белгазпромбанка.


Унылая пора! Очей очарованье!
«Городской пейзаж» Любича далек от роскошной золотой осени, которую писал, например, Левитан. Однако цветная литография из корпоративной коллекции Белгазпромбанка, на которой изображена осень в Париже, привлекает тонкостью и изяществом линий.

Небольшой зал и скромная по размерам экспозиция, по сравнению с крупными выставками в Национальном художественном и Национальном историческом музеях, имеют свою прелесть: больше внимания достается каждой картине. А ведь впервые сегодня выставляется не только Любич: мы увидим великолепные литографии Шагала, написанную маслом «Обнаженную» Михаила Кикоина, витрины украсят роскошные флаконы для духов эпохи модерна и ар–нуво, и даже современная картинам мебель, легкая и стильная, привезена в музей коллекционерами. Примерно так же с некоторых пор оформляют выставки в Третьяковской галерее: картины картинами, но посетитель должен погрузиться в атмосферу эпохи, ощутить дух времени.

КСТАТИ

Картины Осипа Любича еще вполне можно приобрести, их выставляется на продажу довольно много. По стоимости они на российских интернет–аукционах равняются неплохому автомобилю или квартире в провинции. Стартовая цена на некрупный холст или картон обычно около 350 тысяч российских рублей, на пейзажи габаритами посолиднее — 600 — 900 тысяч.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 55 (24937). Пятница, 25 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter