Новая стратегия развития Гомеля не оправдала надежд жителей частного сектора

Частное мнение по генеральному плану

Конфликт интересов у жителей частного сектора Гомеля и городских властей длится не первый год. 


В свое время часть деревянной застройки в черте города застолбили под многоэтажки. На эти участки легла печать генплана — строить и перестраивать дома нельзя. Их должны были снести, жильцов расселить. Однако годы шли, а дело не двигалось. Многие дома обветшали до того, что жить в них стало практически невозможно. И вот в Гомеле вынесли на обсуждение новый генплан.

Резерв для расширения дороги на улице Бочкина Советского района Гомеля определили еще в 70–х годах прошлого века. За это время успело смениться поколение гомельчан, старики покинули этот мир, а «деревянное» наследство перешло к их детям и внукам. Любой молодой семье хочется иметь собственное жилье. Это, возможно, лучший подарок на память от любимой бабушки. Да только жить в старых домах уже нельзя. Построить новые — тоже. Продать? А кто их купит, если использовать участок не получится? Вот и стоят пустые строения, создавая проблемы владельцам. Ведь за участками нужно следить — убирать, косить траву, чинить забор, чтобы с улицы не было видно следов бесхозяйственности. Только на Бочкина сегодня около десяти «мертвых» домов. А сколько еще подобных по городу... Пенсионер Владимир Гулин о доме на улице Бочкина, который достался ему от родителей, так ничего и не смог узнать:


— Столько лет нас терзали запретом, а сейчас по новому генплану на нашей улице появилась другая штриховка. Что она обозначает? Можно нам строить новые дома или все–таки будут сносить старые? Все общественное обсуждение — это схема генплана на стене и урна для замечаний рядом. Даже спросить не у кого. Почему нельзя было сделать макеты для наглядности, подготовить внятное описание, чтобы люди–неспециалисты могли разобраться в задумках архитекторов? Непонятно, для кого провели общественное обсуждение. На нашей улице почти все против сноса. Эти дома, сады — дело рук наших родителей. Наследие, которое нам дорого. Менять их на панельный «курятник» — нет желания. Дали бы людям спокойно жить и строиться, и через пятилетку здесь появились бы новые красивые дома, радующие глаз.

Решит ли проблему новый генплан? Частично — да. Местами усадебный сектор убрали из резерва многоэтажной застройки. И участки там сразу стали лакомыми кусочками. В центре города, недалеко от оживленных магистралей, но и с деревенским простором, что в условиях крупного областного центра, где природа уступает место каменным джунглям, фактор немаловажный.


Однако повезло не всем. Вблизи больших дорог по–прежнему ничего строить и перестраивать нельзя. Улицу Бочкина, к слову, расширять уже не собираются. Но будут расширять соседнюю улицу Богдана Хмельницкого, которую она пересекает. А вдоль дороги ставить многоэтажные дома, которые основательно «врежутся» в глубь частного сектора. Пойдет под ковш и часть Бочкина. Так что возмущение местных жителей вполне понятно. Жили себе в географическом центре города пусть и в деревянных стенах, а теперь должны переехать на окраины.

Но есть и те, кто, наоборот, ждет не дождется переселения в квартиру. Людмила Рябченко с улицы Ильича Новобелицкого района Гомеля говорит, что там жить комфортнее:

— Мы в свое время специально купили часть дома, потому что он был определен под снос. Думали, поживем немного и получим квартиру со всеми удобствами. Но вот уже детей вырастили, появились внуки, а сноса так и не дождались. Недавно опять стали ходить слухи, что будут закрывать Новобелицкий рынок и строить на его месте большой супермаркет, а наши дома из–за этого тоже снесут. Но пока никаких официальных писем не приходило. Видно, придется сидеть на чемоданах еще лет двадцать.

В новом генплане улица Ильича по–прежнему определена под многоэтажную застройку. Она центральная, насквозь пронизывает Новобелицкий район. И по большей части вдоль главной дороги уютно расположились деревянные домики вперемешку с особняками. Оценочная стоимость некоторых доходит до миллиона долларов. Переселить их владельцев местным властям будет непросто.

Но самое главное — не станет ли этот генплан такой же далекой перспективой, как все предыдущие, которые уже не один раз менялись? Помнится, в Гомеле даже трамваи пустить собирались, но теперь эта тема уже из разряда городских историй. Что касается расширения дорог и сноса частного сектора, дошли руки у городских властей пока только до улицы Барыкина. Да и то лишь два года назад. Дорого и проблем с переселением жителей много. Проще и быстрее строить многоэтажки в спальных микрорайонах.

Если расширять, сносить и строить в ближайшие годы не будут, зачем тогда оставили резерв? Понять несложно. Построят себе гомельчане новые дома, а потом их снос обойдется городу в разы дороже. Но ведь и о людях подумать не мешало бы.

Компетентно

Кирилл Гапеев, заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Гомельского горисполкома:

— Гомель должен быть красивым и удобным для жизни городом. На это и ориентирован генеральный план его развития. Но планы можно строить и на далекую перспективу, а при внесении корректировок в проект учитывались возможности бюджета. Новый генплан более реалистичный. Город в состоянии выполнить его в ближайшие 5 — 10 лет. И затрат будет меньше. Из резерва многоэтажной застройки исключен частный сектор в Залинейном и Западном микрорайонах, вокруг улиц Быховской, 70 лет БССР, частично в Новобелице. Там же, где снос все–таки будет, судьба каждого дома будет решаться в индивидуальном порядке.

ellenz@tut.by

Фото Елены ЧЕРНОБАЕВОЙ

Советская Белоруссия № 243 (24873). Среда, 16 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter