Учебно-лабораторный корпус, общежитие и новая школа. Объекты Национального детского технопарка достроят в 2022

Чадо техники

Сохранить качество окружающей среды в условиях растущего промышленного и сельскохозяйственного производства — более чем актуальная для экономики инициатива. Основная задача — подготовить востребованные квалифицированные кадры для высокопроизводительных секторов экономики. Новые инженерные кадры должны владеть наукоемкими, цифровыми и мультидисциплинарными технологиями, знать экологические стандарты и запросы экономики, уметь работать в команде. Именно с этой целью для одаренных школьников из всех регионов нашей страны в Национальном детском технопарке вводится новое направление — инженерная экология. Учащиеся научатся решать прикладные задачи — определять содержание тяжелых металлов в объектах, концентрацию нитратов в воде, почве, продуктах питания, а также моделировать парниковый эффект. Кроме этого, школьникам покажут, как исследовать химический состав атмосферных осадков и очищать сточные воды от примесей. Корреспондент «Р» узнала подробности.

Учащиеся Национального детского технопарка регулярно попадают в число победителей престижных республиканских конкурсов.

С прицелом на будущее

Национальный детский технопарк в партнерстве с высшими учебными заведениями реализует программу дополнительного образования для одаренных школьников. Ребята обучаются по разным направлениям: «Зеленая химия» на базе БГУ, «Робототехника» на базе БНТУ, «Информационные и компьютерные технологии» на базе БГУИР. Упор сделан на развитие инженерного мышления.

— В этом году обучение уже прошли 210 учащихся. Большинство из них —десятиклассники (113 человек). Семь смен завершились, впереди еще две, — озвучил цифры директор Национального детского технопарка Сергей Сачко. — В каждой смене обучение проходят 30 учащихся 9—11-х классов из всех регионов страны. С ноября будут учиться 40 учащихся, поскольку добавляется четвертое направление — «Инженерная экология» — на базе БГТУ. Восьмая смена стартует с 5 ноября.

Национальный детский технопарк стал своеобразной образовательной и коммуникационной площадкой, объединяющей одаренную молодежь и талантливых преподавателей. В конце смены каждый учащийся под руководством своих педагогов-экспертов разрабатывает проект исследовательского или изобретательского характера, который затем проходит защиту. По ее итогам учащимся с наиболее перспективными проектами предоставляется возможность продолжить работу дистанционно по индивидуальной программе.

Всего в 2021/22 учебном году по техническому профилю в стране занимается более 39 тысяч учащихся. Обучение проходит в 3300 объединениях по интересам. 

— И надо отметить, что все программы дополнительного образования, которые сегодня у нас разработаны, наполняются новым содержанием с учетом динамики развития мира и общества. Поэтому новации стоят во главе угла. И наше учреждение прикладывает максимум усилий, чтобы все передовые направления развивались в нашей стране, — подчеркнул Сергей Сачко. 

На протяжении последних 5—6 лет ежегодно увеличивалось количество инновационных направлений, например информационные технологии, робототехника, дополненная виртуальная реальность и другие.

— Приоритетная сфера развития нашего учреждения — проектная деятельность. Основная задача — помочь и поддержать проект ребят, если у них появилась какая-то идея, чтобы они захотели дальше в этом направлении развиваться, — добавил Сергей Сачко.

В правильном направлении

Лабораторно-практические занятия по новому направлению «Инженерная экология» пройдут на базе Белорусского государственного технологического университета. Первые 40 счастливчиков, которые приступят к обучению уже на следующей неделе, отобраны. Заведующая кафедрой промышленной экологии БГТУ Анна Лихачева рассказывает о новом направлении:

— «Инженерная экология» возникла на стыке технических, естественных и социальных наук. Она изучает взаимодействие природы и техники, способы обеспечить экологическую бе­зопасность и защиту природы. Мы будем изучать три раздела — мониторинг, химию и инженерную охрану окружающей среды. Во время занятий старшеклассники научатся многим профильным манипуляциям, в том числе проводить отбор проб воздуха, воды и почвы, работать на современной аналитической аппаратуре, применять на практике методы очистки и обезвреживания выбросов, сточных вод и переработки отходов…

Чтобы попасть в технопарк, школьникам необходимо пройти определенный отбор. В копилке у них должно быть наличие диплома участника или победителя международных, республиканских, областных образовательных мероприятий, олимпиад либо написанного исследовательского проекта. Затем — психологическое тестирование.

В этом году обучение уже прошли 210 учащихся. Большинство из них десятиклассники.

Награды для лучших

— Сегодня в стране Министерством образования создаются STEM-центры. Около 150 таких центров будет создано, — анонсировал Сергей Сачко. — Сейчас они наполняются соответствующей материально-технической базой. Конечно, мы занимаемся и профориентационной работой, прежде всего через наши мероприятия. Это республиканские конкурсы по основам профессиональной подготовки среди учащихся JuniorSkills Belarus, инновационного и технического творчества учащейся молодежи Hi-Tech. На постоянной основе проводим индивидуальную и групповую профориентационную работу, например сетевой цикл профессиональных проб, тренинговые занятия по развитию навыков SoftSkills, профориентационный квест и другие.

Проделанная работа дает свои результаты. Учащиеся Национального детского технопарка регулярно попадают в число победителей престижных республиканских конкурсов. Например, одним из тех, кто предоставил на ХI Республиканском конкурсе научно-технического творчества учащейся молодежи «ТехноИнтеллект» свои разработки, был минчанин Дмитрий Максимук. Его конкурсная работа «Система автономного исследования планет Phantom Trio в секции «Авиация, космонавтика и аэрокосмическая техника» заняла первое место. Эта награда не единственная в копилке Дмитрия. Он победил в республиканском конкурсе JuniorSkills Belarus в номинации «Прототипирование 14—17 лет», в XI Республиканском конкурсе научно-технического творчества учащейся молодежи «ТехноИнтеллект» в секции «Авиация, космонавтика и аэрокосмическая техника».

Восемь проектов учащихся технопарка представили на ХXVII Международной специализированной выставке ТИБО-2021. Среди них — проект Ростислава Щуровского «Информационный веб-ресурс проекта Evosol». Старшеклассник — призер XI Республиканского конкурса научно-технического творчества учащейся молодежи «ТехноИнтеллект» в секции «Радиоэлектроника».

— Занятия проводят преподаватели ведущих вузов нашей страны на базе научных лабораторий, оснащенных современным оборудованием, — акцентировал внимание Сергей Сачко. — Таким образом, ребята имеют прекрасную возможность поработать с командой профессионалов, состоящей из ведущих ученых и специалистов университетов, научно-исследовательских и промышленных организаций.

В будущем детский технопарк прирастет несколькими объектами. Напоследок Сергей Сачко рассказал о ходе строительства новых зданий:

— Объекты Национального детского технопарка достроят в 2022 году. Всего технопарк включает в себя три объекта — учебно-лабораторный корпус, общежитие и школу. Новая школа № 225 в микрорайоне «Магистр» построена. Здесь, помимо воспитанников технопарка, будут обучаться и ребята из Первомайского района. Нам отведено крыло этажа, это восемь кабинетов. Обучение начнется с января. Пока же ребята занимаются на базе лицея БНТУ. Продолжается реконструкция одного из зданий БНТУ на улице Копиевича. Его приспосабливают под учебно-лабораторный корпус. Там расположатся 15 лабораторий, где ребята станут проводить собственные исследования. Рядом разместится общежитие на 300 мест, в этом же здании будут кафе и столовая, актовый зал и спортивный блок. 

gorbatenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter