Бюрократы нам не помогут

В Гомеле прошло шестое заседание межпарламентской комиссии Совета Республики Национального собрания РБ и Совета Федерации Федерального Собрания РФ по межрегиональному сотрудничествуСам областной центр и в целом Гомельская область активно сотрудничают с Российской Федерацией. Некоторые предприятия региона создали в разных областях России совместные производства, открыли торговые дома, представительства, которые успешно функционируют. Накоплен немалый опыт партнерства – как с достижениями, так и с проблемами. Гомельщина, как и другие регионы Беларуси и России, заинтересована в том, чтобы сотрудничество набирало обороты.

Сотрудничество между нашими странами идет по трем направлениям – межгосударственному, в рамках Союзного государства и на уровне министерств и ведомств – между предприятиями, регионами. И хотя в общем и целом партнерство идет по нарастающей, все же противодействующих и сдерживающих факторов более чем достаточно. Решение же их далеко не всегда отвечает духу времени и экономическому прогрессу, который нужен обеим странам. Даже в таком образовании, как Союзное государство, механизмы реального сотрудничества не всегда включаются. Поэтому на своем очередном совещании практики – представители хозяйственного правосудия, банковской системы, науки и, разумеется, парламентарии –  поставили цель: выявить причины, замедляющие партнерство, особенно в торгово-экономических операциях, инновационном сотрудничестве. И определить пути их преодоления.
Если еще несколько лет назад в расчетах между хозяйствующими субъектами наших стран немалую долю составлял бартер, отмечали участники совещания, то сегодня практически 100 процентов, как и во всем цивилизованном мире, – денежные средства. Но расчеты за поставленную продукцию как с одной, так и с другой стороны далеко не всегда осуществляются пунктуально. В таких случаях, как и принято в мировой практике, хозяйствующие субъекты обращаются в судебные инстанции обеих стран.
Первый заместитель председателя Высшего хозяйственного суда РБ Евгений Смирнов привел такие данные. В прошлом году системой хозяйственного правосудия Беларуси рассмотрено 500 дел с участием иностранных субъектов, а непосредственно с участием российских – 200. По исполнительным документам необходимо было взыскать более 11 миллионов долларов, удалось же вернуть всего 4 миллиона по 81 делу.
Главные причины – разность правовых и судебных систем, не всегда одинаковые подходы в критических ситуациях. В частности, в случаях банкротства хозяйствующих субъектов в России подходят более жестко – после вынесения соответствующего решения за дело берутся судебные приставы, решая судьбу имущества должника и возмещая потери партнеров. В Беларуси же политика в этом смысле более лояльная. Обязательно учитывается социальный фактор: с банкротством предприятия на улицу может быть выброшено немало людей, в расчет также берется важность производства. Нередко на помощь тонущему предприятию приходит государство.
Как сказал главный консультант Управления международного права и сотрудничества Высшего арбитражного суда Российской Федерации Александр Нечаев, простых ответов в спорах хозяйствующих субъектов, связанных договорно-правовыми отношениями, нет. Имеет значение их суть и, как уже говорилось, сходность правовых систем. И хотя россияне и белорусы в сравнении с представителями других государств наиболее близко стоят друг к другу в этом плане, все же каждая из сторон, как и в названном примере с банкротством, идет нередко своим путем. А потому выход из положения, по мнению Александра Нечаева, – в унификации процедур, подходов, в максимальном приближении правовых систем. Над этим и должны работать парламентарии обеих стран.
Председатель Комитета по делам СНГ Совета Федерации, руководитель российской делегации Вадим Густов уверен, что пройдет год-другой – и отношения эти выстроятся, тем не менее активность законодателей в данном плане должна быть. А возможности Союзного государства будут только способствовать ускорению этих процессов.
Другой актуальный для экономик двух стран вопрос – внедрение инноваций.
– Без этого, – сказал председатель Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Национального собрания РБ, руководитель белорусской делегации Степан Писаревич, – сегодня никак нельзя. Инновации – главный фактор повышения конкурентоспособности нашей продукции.
На этот счет есть положительные примеры реализации программ и проектов в рамках Союзного государства. В частности, благодаря такой программе Институт биологии гена Российской академии наук вывел двух трансгенных козлят. Но чтобы не прекращать работать в этом направлении и не плестись в хвосте мирового научного прогресса, необходима дальнейшая финансовая поддержка проекта.
– В противном случае, – сказала заместитель директора Института гена РАН Елена Садчикова, – мы потеряем то, чего достигли.
Именно бюрократизм в ходе согласования и утверждения программ, финансируемых из бюджета Союзного государства, который растягивает это утверждение не на один год, назывался главной причиной того, что многие предприятия, имея хороший потенциал для инноваций, не заинтересованы в использовании ресурса Союзного государства, предпочитают с программами просто не связываться. И это при том, приводились доводы на совещании, что Российская Федерация, как никогда прежде, имеет достаточно средств для внедрения инноваций. Промедление же стоит обоим государствам десятков лет отставания от мирового прогресса. А потому во время разговора за «круглым столом» звучали пожелания изучать на этот счет опыт конкурентов – Евросоюза, где внедрение инноваций происходит достаточно быстро и определены механизмы, исключающие проматывание денег, выделенных под инновации.
Однако на этот счет есть и хорошие новости.
В частности, Вадим Густов сказал, что к сентябрю должно появиться семь новых программ, «которые будут конкретно расписаны». Сделать это непросто, так как растеряны силы ученых, целые научные школы. Но работа по их консолидации вокруг программ ведется колоссальная. Их необходимо включить в бюджет Союзного государства на 2009 год. И если это случится, тогда можно будет с уверенностью сказать, подчеркнул руководитель Комитета, что «пароход пошел». Другой важнейший момент в этом плане – правовое обеспечение процесса законодателями. Кстати, на укрепление законодательной базы по инновационным технологиям в нынешнем и будущем году планируется выделить по 12 миллионов российских рублей.
О том, что россиянам и белорусам в области инноваций необходимо действовать сообща, чаще сверять свои позиции, свидетельствует следующий факт. В братских странах, интегрирующих экономики, то и дело появляются дублирующие производства, выпускающие аналогичную продукцию, что, безусловно, не рационально, не дальновидно и не идет на пользу обеим странам.
Следующую встречу межпарламентской комиссии решено провести весной будущего года в российском Смоленске. Этот город известен своим мощным энергетическим потенциалом. Не случайно поэтому Вадим Густов предложил посвятить предстоящее заседание обсуждению энергетических проблем. Да и будущий год в рамках СНГ объявлен Годом энергетики.
– Необходимо подумать над тем, что дальше делать с газом, что делать с ценой на него, – сказал он. – В рамках Союзного государства, что и записано в проекте Конституции, энергетика должна быть единой задачей двух наших государств. По идее, должно быть единое управление энергетикой, тогда не будет вопросов, сколько стоит газ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter