Разговор с археологом Петром Федоровичем Лысенко

Были туровской земли

Разговор с археологом Петром Федоровичем Лысенко

Не один раз ловил себя на удивительном ощущении, что, когда разговариваю, а преимущественно слушаю Петра Федоровича Лысенко, известнейшего нашего археолога, доктора исторических наук, лауреата Государственной премии, далекое прошлое перестает быть туманным. Как будто я — свидетель тех событий, будто все произошло совсем недавно, на моей памяти. Талант, огромная эрудиция, а еще любовь — вот что делает каждый разговор с Петром Федоровичем запоминающимся и весомым... Сидим в его рабочем кабинете. Вокруг планы, книги, схемы, карты, рисунки, макеты... С каждым годом бумаг все больше, а места меньше. Но я все–таки нахожу, куда поставить диктофон, чтобы послушать о самых древних городах нашей земли.


— К сожалению, в нашей историографии до сих пор повторяют давнюю теорию о том, что Полоцк является колыбелью белорусской государственности. А это не так! Ведь параллельно и одновременно с Полоцким княжеством существовало Туровское, игравшее наиболее активную роль в развитии Киевского государства, поставляя туда своих князей на великокняжеский престол.


Туров — один из древнейших городов Беларуси. Впервые упоминается в 980 году. Он–то и был, по сути, колыбелью Великого княжества Киевского. В XI веке из шести великих киевских князей трое переходили на престол из Турова. Так, после смерти Владимира, или, как его называют, Крестителя, в 1015 году на киевский престол взошел туровский князь, его сын Святополк Владимирович. И в 1054 году, после смерти Ярослава Мудрого, великого князя киевского, на киевском престоле оказался туровский князь Изяслав Ярославич. В 1093 году, после смерти последнего сына Ярослава Мудрого Всеволода Ярославича, престол перешел к Святополку Изяславичу, тоже из Туровского княжества. А уже в XII веке, в 1154 году, еще один туровский князь, Вячеслав Владимирович Мономашич, стал соправителем в Киеве Мстислава Владимировича. Это свидетельство того, какое важное место занимало Туровское княжество в системе древнерусских княжеств в те столетия.


— Петр Федорович, как–то уже устоялось в сознании, что древний Полоцк — наша колыбель, а тут еще Туров... Запутаться можно...


— А как быть с исторической справедливостью? По своему социально–экономическому, политическому и культурному развитию южная Беларусь нисколько не уступала Полоцкому княжеству. И уровень ремесел тот же, и международная торговля... А связи с императорскими и королевскими домами у Туровского княжества такие же, как и у Киевского, и значительно большие, чем у Полоцкого. Кстати, древнейшая книга на белорусских землях — Туровское Евангелие XI века. В Древней Руси только одна такая книга — Остромирово Евангелие из Новгорода Великого, созданное в 1056 — 1057 годах. Туровское Евангелие написано тем же шрифтом, тем же размером, они очень похожи. К великому сожалению, книга сохранилась лишь частично. Осталось 10 листов, или 20 страниц, а Остромирово Евангелие насчитывает почти 300.


Да, огромную роль в развитии духовности и грамотности сыграла на севере Беларуси Евфросиния Полоцкая. Но ведь она только переписывала священные книги. Говоря современным языком, была издателем. Тем временем в Турове Кирилл писал свои оригинальные произведения. Сохранилось 58 текстов: слова, молитвы, посвящения... Уровень текстов такой, что можно смело утверждать, что он прославляет и Беларусь, и всю православную Русь своего времени. Ведь не зря его назвали «Златоуст, паче всех нам воссиявший на Руси». Представляете уровень — сравнение с Иоанном Златоустом! Не нашли современники другой фигуры для сравнения как по красоте слога, так и по эмоциональному воздействию.


Кроме текстов, в XII веке создано оригинальное произведение «Сказание о Мартыне мнихе». И в Турове во время археологических раскопок нашли металлические «писала», с помощью которых писали по дощечке, покрытой воском. Две дощечки складывались, связывались веревочкой, чтобы не повредить надпись, и отправлялись адресату. Такие дощечки — они назывались цера — найдены и в Берестье, а это тоже южная Беларусь. Там же обнаружена единственная в стране кириллическая азбука. А в Пинске найдена надпись, процарапанная на шиферном пряслице. Явно тот, кто писал, и тот, кто читал, были не князья и не монахи. А это говорит о том, что грамотность в те времена была все же распространена среди разных сословий. А еще есть предположение, что летописи велись в Турове, Пинске, Полоцке и Витебске. Есть Волынская летопись, которая является последней частью Ипатьевской летописи. Она писалась при Владимире Волынском. В ней целый ряд сообщений–цитат из Пинской летописи, что прямое доказательство ее существования. Сам Пинск моложе Турова на 100 лет. И если писали летописи там, то и в Турове тоже. Кстати, в Турове найдены бронзовые застежки от древних книг. Тогда их писали на выделанной коже, но как ни старались — она коробилась. Чтобы книга сохраняла свою форму, обложки и делали из дерева, стягивая их кожаными ремнями с застежками. Книги, возможно, погибли, обложки и страницы истлели, а бронзовые застежки уцелели. Это неопровержимое доказательство того, что южная Беларусь представлена в истории более убедительно, чем другие регионы.


— Петр Федорович, а что сегодня в Турове ценного? И что из него можно сделать в будущем?


— Это единственный древний город на территории Беларуси, который сохраняет свои топографические отличия. Сохранен детинец древнего Турова, остался окольный город, других таких мест у нас нет. Сейчас в отличие от остальных древних белорусских городов он свободен от застройки. Его можно восстановить, воспроизвести...


— А за границей есть подобные объекты?


— Нет... Я готов низко–низко поклониться Александру Серафимовичу Якобсону, бывшему предоблисполкома Гомельской области. Он взял на себя смелость, принял решение произвести раскопки древнего епископального храма и перекрыть его руины и остатки, соорудив над ними павильон из стекла и бетона. Чтобы использовать его как основу музея древнего Турова. И это было сделано. Над нами висели на страховочных тросах строители, монтажники, а мы внизу вели раскопки...


— Но ведь это огромные финансовые вложения.


— В Несвиж было вложено 202 миллиарда рублей в ценах 2006 года. В Мир — 101 миллиард. Павильон в Турове стоит миллиард. Один процент от Мира. Я понимаю, что интерес к магнатам и людям богатым был всегда, но мне кажется, что мы должны знать и то, как жили люди обыкновенные. У меня отношение к Несвижу специфическое. В 1648 году карательная экспедиция Радзивиллов уничтожила полностью, со всем населением, древний Пинск. Около 6.000 домов было сожжено.


— В чем же причина?


— В том году население Пинска изгнало польскую администрацию, которая навязывала католическую веру. Это случилось в октябре, а в январе уничтожили Туров. Мужское население ушло с казаками Богдана Хмельницкого. В городе остались женщины, старики, дети... До сих пор центральная площадь древнего Турова буквально напичкана костями... До сих пор она называется Красной, но не потому, что красивая, а из–за крови людской.


— Если бы у вас было много миллиардов, то что бы вы восстановили в первую очередь?


— Туров! Оборонительную стену по периметру детинца. Представляете, наши предки ее восстанавливали не раз, без помощи современной техники, а мы разве хуже? Пращуров следует уважать независимо от того, к какой вере они относились. Ведь если бы не они, то и нас бы сегодня не было.


...Эмоциональность не мешала Петру Федоровичу взвешивать каждое слово. А потом он показал мне уникальные находки из древнего Турова — свинцовые иконки с ликами святых.

 

Советская Белоруссия №181 (24317). Четверг, 26 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter