«Был полон сил. И никому не нужен»

Виталию Дудину аплодировали Феллини, Скорсезе и Мастроянни

Этому человеку аплодировали Феллини, Скорсезе, Мастроянни

У режиссера Виталия Дудина  (на снимке) не  самый толстый портфель работ: он достаточно поздно пришел в кинематограф. Но практически все его фильмы яркие, запоминающиеся. Некоторые из них с высокими наградами. Самая титулованная – «Под небом голубым» — на Венецианском кинофестивале была отмечена  в трех номинациях. Правда, случилось это давно, двадцать лет назад. С чего вдруг мы сейчас вспомнили Дудина? Есть повод. На днях в широкий прокат выходит его новый фильм «Кадет».

— Виталий Андреевич, не могу не спросить, чем вы занимались эти десять лет? Если не ошибаюсь, ваш последний фильм «Три женщины и мужчина» вышел в 1998 году?

— Страдал. Врагу не пожелаю попасть в подобную ситуацию. Я оказался невостребованным в тот период, когда был полон сил. Конечно, не сидел сложа руки. Снял два видеофильма: о Николае Еременко-старшем и об Аркадии Кулешове. В 2001 году в Республиканском театре белорусской драматургии поставил спектакль «Адель», который с успехом идет до сих пор. Был занят поиском сценариев, которые бы удовлетворили и меня, и «Беларусьфильм». Но получалось, что материал, который нравился мне, не устраивал киностудию, и наоборот. Было предложение уехать в Россию. Но я, как патриот белорусской земли, остался и дождался своего часа.

— Так «Кадет» — это ваша идея?

— Нет. Это предложение «Беларусьфильма». Отдаю должное Владимиру Заметалину. В процессе работы над фильмом были определенные сложности, из-за которых я даже несколько раз отказывался продолжать съемки. Но однажды директор киностудии вызвал меня в кабинет и сказал: «Я прошу вас доделать этот фильм». Эти слова меня и удержали.

— Вам не кажется, что в Беларуси перебор с военными фильмами?

— В 1982 году я снял двухсерийный фильм о гражданской войне «Матрос Железняк», там Толя Котенев сыграл свою первую большую роль. На долгие годы картина легла на полку. И после этого я дал себе слово больше никогда о войне не снимать. В таких картинах на первом месте — пушки, танки, бронепоезда… Там негде развернуться режиссеру. Мне так неинтересно. В данном случае я снимал фильм о любви. В этой картине действия разворачиваются в послевоенное время. «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Мне очень нравятся эти слова Ивана Тургенева. С ними я и снимал этот фильм.

— Не страшно было после такого перерыва браться за столь серьезную работу?

— Все эти годы я день и ночь работал над собой. Читал книги по режиссуре, актерскому, сценарному мастерству. Смотрел фильмы. Постоянно крутился вокруг этого. Да, я не получал денег, переживал, но всегда готовился к съемкам. Можно сказать, занимался самосовершенствованием. Считаю, что в режиссуре я вообще реализовался лишь на пять процентов.

— Виталий Андреевич, вам посчастливилось работать с такими актерами, как Анатолий Папанов, Галина Макарова, Нина Усатова, Людмила Гурченко, Элина Быстрицкая… Но на этот раз в вашем фильме нет звезд. Почему вы ограничились лишь белорусскими актерами: неужели причина тому финансовые трудности?

— Вы правильно заметили: я снимал много хороших актеров. Галина Макарова и Нина Усатова – это два моих талисмана. Почему в фильме «Под небом голубым» я снял никому незнакомую 16-летнюю девочку из Ярославля Анну Яновскую? Потому что в те времена была странная система: выпускники школ готовились к поступлению в вузы и ни о каком кино не думали, а студентам первого и второго курсов театрального института было запрещено сниматься. Поэтому мне пришлось искать актрису на стороне. И это было оправдано: Анна отлично сыграла. Сейчас же академия искусств идет навстречу. Да и руководство театров наконец поняло, что если актер имеет успех в кино, то люди хотят посмотреть на него и на сцене. Это я к тому, что на сей раз в моем распоряжении оказалось множество талантливых молодых людей. Но для меня было главным — сформировать актерский ансамбль, чтобы актеры подходили друг другу и смогли легко перевоплотиться в своих героев.

— Но сейчас очень модно приглашать раскрученных актеров. Расчет прост: люди всегда интересуются фильмами с участием звезд…

— Это ложное суждение. Считаю, если картина хороша, ее заметят, пусть даже в титрах нет известных фамилий. Поэтому я и не думал приглашать известных актеров. И финансовые трудности здесь ни при чем. У меня была уверенность, что в Беларуси есть хорошая молодежь. Кто, если не мы, будет открывать наши имена?

Мне вспоминается момент на Венецианском фестивале. Чуть впереди меня сидели Феллини и Марчелло Мастроянни. И когда закончился  фильм «Под небом голубым», они обернулись ко мне и поаплодировали. Справа сидел Скорсезе, я тогда его даже не знал, он тоже одобрил работу. Разве ж они знали этих молодых актеров? Нет. Но они нам аплодировали. Если бы сейчас заново проходил кастинг «Кадета», то я снова бы выбрал Руслана Чернецкого, Полину Сыркину, Андрея Сенькина. Не хочу просить снисхождения ни за ребят, ни за себя. Мы выложились полностью.

— Как считаете, почему зритель должен посмотреть ваш фильм?

— Я хочу, чтобы молодежь, которая посмотрит фильм, поняла, как иногда ничтожны бывают их нынешние проблемы. Действия в картине разворачиваются в 1946 году. Это время, когда надо было восстанавливать страну, заново учиться жить. Хочу, чтобы нынешняя молодежь сравнила себя с ребятами, у которых война украла детство, и тем самым пересмотрела свои взгляды на некоторые вещи. Думаю, что новому поколению надо немного отвлечься от американских фильмов, где только стреляют и убивают. Замечу, что у нас нет компьютерной графики, спецэффектов. Зато в фильме много моментов, которые просто заставляют задуматься, проанализировать ситуацию. Я сознательно отказался от всех этих новомодных штучек: за ними нам все равно не угнаться. Они быстро устаревают. А вот простые истории, в основе которых человеческие отношения, остаются на века.

---------------------------------

О чем фильм?

Действие фильма происходит в первое послевоенное лето в Западной Беларуси. Война окончена, но на этой территории никак не может установиться мир. Местные жители, которые еще недавно были добрыми соседями, становятся врагами.

Курсант суворовского училища Денис Мешко приезжает на каникулы в деревню и узнает, что убили его дядьку, председателя сельсовета. Сельчане подозревают Мечислава Хабенка, который еще с войны скрывается в местных лесах. Суворовец пытается выследить убийцу и отомстить за смерть близкого ему человека. Предполагая, что возлюбленная Мечислава Анна выведет его на пристанище убийцы, Денис следит за девушкой. И неожиданно понимает, что в дело мести вмешивается какое-то другое чувство. Любовь к Анне побеждает ненависть к врагу…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter