Предстоящая пятилетка пройдет под знаком трезвости — в Совмине дозревает новая антиалкогольная госпрограмма

Бутылкой разбивает голову

Предстоящая пятилетка пройдет под знаком трезвости — в Совмине дозревает новая антиалкогольная госпрограмма


Объявляя в прошлом году Беларусь самой пьющей страной в мире, ВОЗ оперировала несколько устаревшими данными пятилетней давности. Сегодня со своими примерно 10—15 литрами горячительного на каждого жителя страны мы расположились на десятом месте в рейтинге стран по потреблению алкоголя на душу населения. Конечно, уже легче, но, согласитесь, не намного. Тем более что и эксперты ВОЗ, и белорусские медики единогласно утверждают: “спиртовая” угроза генофонду у нас продолжает стремительно нарастать.


Справедливости ради отметим: Европа в целом считается самым пьющим регионом в мире. Однако многие страны Запада, опасаясь довести дело до критической точки и в прямом смысле слова поставить крест на человеческом потенциале, вовремя забили тревогу и приняли, как поначалу казалось, весьма неоднозначные меры. Речь идет о введении в Исландии и Норвегии государственной монополии на розничную продажу спиртного, а также о запрете продажи алкоголя в любых торговых точках, кроме специализированных, в Швеции, Финляндии и Дании. Кстати, по пути последних пошел и самый крупный российский регион — Республика Саха (Якутия). Результат — резкое снижение потребления спиртных напитков в среднем на душу населения и уменьшение смертности, связанной в той или иной мере с алкоголем.

В Беларуси ситуация развивается по принципу маятника — то вводятся строгие ограничения по времени реализации спиртного и объявляются “сухие дни”, то запрещается ночная торговля пивом и алкогольным “ширпотребом”, но допускается его продажа в сувенирных бутылках (критерии “сувенирности” были весьма странными). А то опять поднимается “шлагбаум” — покупай что хочешь круглосуточно!

Нет и системного, выверенного, продуманного подхода к борьбе с зеленым змием. Алкоголь любого качества — от банальных “чернил” (как ни повышай их статус и ни меняй этикетки, по сути, все та же дрянь) до так называемого элитного — сегодня можно купить едва ли не в каждом продуктовом магазине. Причем речь идет не только о Минске или областных центрах.

— Навязчивая реклама алкоголя в некоторых наших гипермаркетах просто прохода не дает, — говорит независимый эксперт, кандидат экономических наук Владимир Стрельцов. — Для притягивающих взгляд красочных бутылок отведены самые приметные места, зачастую поближе к кассам. В небольших городах на автовокзалах порой с трудом можно найти, чем подкрепиться, зато проблем с тем, что выпить “на дорожку”, не возникнет. 

Отмененный несколько месяцев назад запрет на продажу алкоголя в ночные часы задел многих представителей МВД за живое. И понятно, почему: более 90% бытовых убийств совершают нетрезвые люди. По тяжким преступлениям алкоголь становится причиной в 80% случаев. В прошлом году каждое третье преступление в Беларуси было совершено под воздействием алкоголя. Сейчас милиция намерена с помощью правительственных решений вернуть ограничения на торговлю горячительным.

— Речь идет об ужесточении требований к качеству алкогольной продукции, увеличении стоимости акцизной составляющей, регламентировании времени реализации алкоголя в магазинах, в том числе исключении ночной торговли, — пояснил заместитель начальника управления профилактики главного управления охраны правопорядка и профилактики МВД Сергей Красуцкий. — Мы считаем, что спиртные напитки должны продаваться только в специализированных отделах магазинов.

Однако отрицать тот факт, что организация таких торговых точек приведет к снижению товарооборота и повлечет большие финансовые потери для алкогольной отрасли, тоже нельзя. Восполнить эти “минусы” магазины небольшого формата вряд ли смогут.

Между тем еще в 2008 году эксперты рассчитали экономический ущерб от потребления населением алкоголя. Он составил 7,2% валового внутреннего продукта — более 4 млрд долларов! В частности, бралось в расчет количество лет, которые любители спиртных напитков могли бы прожить до среднего возраста, если бы не злоупотребляли ими. Сюда же отнесли количество “пьяных” убийств и затраты на их расследование. Тогда и была озвучена ошеломляющая цифра: в Беларуси расходы государства, связанные с потреблением алкоголя населением, с учетом социального ущерба превышают доходы от продажи спиртных напитков примерно в 8 раз!

— Это извечный камень преткновения. С одной стороны, резко ограничивать продажу спиртного, убирать алкоголь с полок гипермаркетов и открывать специализированные магазины — значит поставить под угрозу закрытия многие предприятия, где работают люди, которые получают зарплату, содержат свои семьи, — высказывает свою точку зрения депутат Палаты представителей Национального собрания Николай Иванченко. — Плюс ко всему это еще и реальная угроза создания теневого рынка алкогольной продукции, возврат к тем временам, когда резко увеличилась смертность от употребления “паленого” спирта. С другой стороны, невозможно и дальше закрывать глаза на тот факт, что государство вынуждено тратить колоссальные средства на борьбу с последствиями употребления спиртного. Однако, приводя в пример скандинавские страны или некоторые штаты Америки, где алкоголь продается только в специализированных магазинах, мы не должны забывать о таком понятии, как менталитет. Традиция “рюмочки чая” у нас настолько древняя, что, по-моему, сидит в каждом уже на генетическом уровне. Люди не прекратят пить, если вдруг с прилавков магазинов пропадет “правильный” алкоголь. Именно поэтому я выступаю за планомерный системный подход в борьбе с алкоголизацией населения. Вводить спецмагазины нужно. Рано или поздно мы к этому обязательно придем. Но прежде необходимо всерьез заняться пропагандой трезвого образа жизни. Для начала ограничить рекламу любых спиртосодержащих напитков. Постепенно сформировать у молодежи четкую позицию, что модно — не сигарета в зубах и коньяк в рюмке, а лыжня под ногами, рюкзак за плечами, тренажерный зал, бассейн, шашлыки под гитару, а не под водку. Исключить алкоголь из перечня пищевых продуктов и приравнять его к наркосодержащим веществам. И только после этого вводить ограничения на продажу (открывать специализированные магазины, лучше за чертой города) и на производство спиртного, а для сокращенных на предприятиях рабочих подготовить программу по обучению новым технологиям.

Сейчас Правительством разрабатывается новая Государственная программа национальных действий по преодолению пьянства и алкоголизма на 2016—2020 годы. Большинство озвученных предложений уже внесены на рассмотрение и имеют шансы быть не только услышанными, но и принятыми к разработке. До 1 января Совмин должен выработать механизм единого подхода органов государственного управления к организации работы по поэтапному сокращению потребления алкогольной продукции.

Так и хочется постучать по дереву, чтобы не сглазить. Но не по винной бочке...

МНЕНИЕ

Проблему надо решать поэтапно


Вячеслав Солодухо, заместитель главного врача УЗ “Городской клинический наркологический диспансер г. Минска”:

— Беларуси нужно четко придерживаться критериев ВОЗ по уменьшению вредных последствий употребления алкоголя. А это включает в себя не один и не два этапа. Прежде всего необходимо отрегулировать маркетинг спиртосодержащих напитков, не нужно повально рекламировать молодежи даже так называемые энергетические коктейли, запретить продажу плодово-ягодных вин, в том числе улучшенного качества. Затем — ограничить доступ к алкоголю путем сокращения времени продажи и уменьшения количества торговых точек. Совершенно неприемлемо, когда, зайдя в гастроном за хлебом, нужно пройти через весь ассортиментный перечень алкогольной продукции. Кроме того, Минздравом подымался вопрос о платном медобслуживании лиц, обратившихся за медицинской помощью в состоянии опьянения. Одним из приоритетных направлений развития наркологической помощи страны является обеспечение доступного и недорогого лечения таким людям.

konopelko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter